💬 ..."Два раза второго шанса не бывает. Михаила Гозмана простили в первый раз, когда он что-то натворил в Москве, но всего через два месяца он опять совершил преступление"...
Добрый день друзья!
Сегодня будем говорить о Гозмане, Михаиле Ароновиче, о котором вспомнил один из читателей канала, под статьей: как в Бессмертном бараке "клонируют" жертв политических репрессий.
Вы не ошиблись, если подумали, что речь пойдет о возможном родственнике того самого иноагента Гозмана, когда-то, еще при Егоре Гайдаре, подрабатывавшего на хлеб с икрой советником в правительстве РФ.
А ныне беглого уголовника, которого, по возвращению в Россию, уже ждут 8.5 лет лишения свободы.
Если кратко, то суть такова, по сети давно уже бродит информация, что его настоящий дед, Михаил Аронович Гозман, а не Борис Израилевич, как записано в биографии оппозиционера, был расстрелян за дезертирство. Объективности ради стоит сказать, что никаких документальных подтверждений этому нет.
История с родством мутная, официально и со слов самого оппозиционера, его дедом является Борис Израилевич Гозман, но параллельно в биографиях Гозмана указывается дед - Михаил Аронович Гозман, иногда Аарон Гозман, по странному стечению обстоятельств, родом все от туда же, из под Житомира.
В общем с родством не все ясно, но примем на веру, что Михаил Гозман имеет прямое, самое непосредственное отношение к Леониду Гозману и продолжим разбираться. В любом случае, нас интересует судьба именно этого человека.
Как бы там ни было, факт расстрела Михаила Ароновича Гозмана не подлежит сомнению, тут с документами полный порядок и многократно подтверждается, а вот за что конкретно его прислонили к стенке, доподлинно не известно.
Именно поэтому в заголовке статьи я написал "почему", а не "за что". Это важно, т.к. за что, по какой статье Военный Трибунал приговорил Гозмана к расстрелу, пока остается тайной за семью печатями.
Теперь к делу, к "почему"
Началось все с сообщения читателя, добывшего на сайте "Память народа" список осужденных, летом 1942 года, солдат РККА, в отношении которых не была применена 28 статья УК РСФСР, спасительная для приговоренных к ВМН.
Вот этот документ, в котором данные Михаила Гозмана выделены.
И тут я должен сразу пояснить, что статья 28 УК РСФСР позволяла судьям дать осужденному отсрочку от исполнения приговора, а примечание №2 позволяло отправлять преступника не в лагерь, а на фронт, чтобы тот, как говорится, искупил там свою вину.
Список, найденный читателем, говорит нам о том, что по какой-то причине военный трибунал не смог или не посчитал нужным применить к нему и другим осужденным статью 28 УК РСФСР.
Именно это наводит многих исследователей на мысль, что Гозмана осудили за дезертирство, причем злостное, с рецидивом. Т.к. иных причин у военного трибунала, игнорировать 28 статью летом 1942 года, когда каждый боец был на счету, попросту нет.
Но это, как я уже говорил выше, всего лишь гипотеза, на данный момент не имеющая документального подтверждения. Это подтверждение мы с читателем вчера искали и кое-что смогли найти.
Рецидивист Гозман
В процессе поисков выяснилось, что менее чем за год Михаил Гозман был призван в ряды РККА дважды. Первый раз 26 августа 1941 года, а второй раз 6 июня 1942 года. Как так получилось, и какое это имеет отношение к приговору и расстрелу? Обо всем по порядку.
Итак, Михаил Аронович Гозман был призван Дзержинским РВК г. Москвы, буквально в самом начале войны. Служить его определили тут же, в столице, в 50-й местный стрелковый батальон. Неплохой вариант, для москвича.
Как служил, защищая столицу СССР, красноармеец Гозман неизвестно, но судя по тому, что почти год, до июня 1942 года (см. документ ниже) он, по сути, служил у себя дома, наверное ему явно было неплохо.
Но вдруг, 6 июня 1942 года, Михаила Гозмана и некоторых его сослуживцев, отправили из Москвы к черту на кулички, подальше от столицы, в Чувашию. Но не просто так, а как выяснилось, в команде осужденных Военным Трибуналом солдат РККА, приговоренных к разным срокам наказания.
В процессе расследования был обнаружен важный документ, проливающий свет на тайну "двойного" призыва Михаила Гозмана.
На фото выше запрос в сборный пункт Московского Горвоенкомата, в котором принявший команду с осужденными командир, с инициалами Л. Коган (Лев Коган? Дед Леонида Гозмана по матери?) запрашивает копии приговоров на некоторых солдат, у которых они были потрепаны или имели исправления.
А у одного из осужденных копии приговора не было вообще.
Т.е. большая часть солдат в этой команде, прибывшей в Чувашию, были осужденные военным трибуналом. Да, если вы прочитаете документ, то увидите, что фамилии Гозмана в нем нет, но зато тут есть фамилия некоего Гордина И. М. 1898 года рождения, за номером 1/16770.
Этот же Гордин фигурирует в одном списке с Гозманом, за тем же номером, отличающимся от номера Гозмана несколькими цифрами.
А это ничто иное, как поименный список людей, отправленных в одной команде из Москвы в Чувашию, в 14-ю стрелковую дивизию. Если точнее, то в запасную стрелковую бригаду, в 357-й запасный стрелковый полк. И сомнений тут быть никаких не может, Михаил Гозман был в этой команде, а вместе с ним и его приговор, как у большинства солдат из списка.
Т.е. понимаете да? С высокой долей вероятности Гозман был осужден в Москве за какое-то преступление, но его не отправили в лагеря, а на первый раз дали шанс, по 28 статье УК РСФСР. Почему я уверен, что Гозман был судим в Москве? Да как раз потому, что 6 июня 1942 года он был вновь призван!
А это значит, что совершивший преступление красноармеец Гозман, был осужден, получил реальный срок и должен был ехать отбывать его в места не столь отдаленные. Соответственно из рядов РККА он был уволен.
Вероятно, что он подал апелляцию, или Военный Трибунал сам пересмотрел приговор, т.к. летом 1942 года каждый штык был на счету, наказание ему изменили, по 28-статье, прим. 2.
6 июня 1942 года Михаила Гозмана вновь отправили в армию, в соответствии с законом и статьей 28 УК РСФСР, прим 2.
После того, как Михаилу Гозману дали второй шанс, военкомат вновь оформил, к тому времени уже гражданского человека, как мобилизованного. Так в его личном деле появилось сразу две даты призыва.
Воспользовался ли Гозман выпавшим ему шансом? Нет! После комплектации в Чувашии, может быть переподготовки или обучения, не суть важно, он был отправлен на фронт, в самое пекло, под Брянск, в расположение 61 армии.
Как только Гозман туда приехал, а это, с учетом пути туда-сюда, было уже в конце июля или начале августа 1942 года, то сразу же совершил новое преступление, на лицо самый настоящий рецидив.
Совершенное Гозманом преступление было настолько тяжким, что приговор был однозначным: высшая мера наказания...
Что совершил Гозман? Дезертировал? Возможно, но доподлинно мы этого не знаем и, скорее всего, никогда не узнаем. Но ответ на вопрос, почему его приговорили к расстрелу, а не отправили воевать в штрафную роту, которые к тому времени уже формировались, мы знаем совершенно точно.
Два раза второго шанса не бывает! Михаила Гозмана простили в первый раз, когда он что-то натворил в Москве, но всего через два месяца, попав на фронт, он опять совершил преступление.
И никакой судья уже не мог ему помочь, т.к. уже не имел права применить к нему 28-ю статью. Точка.
С уважением, Лев Валерьевич.
🗣 Друзья, я серьезно болен, практически не передвигаюсь самостоятельно, поэтому нуждаюсь в вашей поддержке. Подробнее по ссылке ниже.