В июне, 23-го числа 1579 года город Казань охватил страшный пожар. Через несколько дней в городе был обретен Казанский образ Пресвятой Богородицы.
Образ, завернутый в сукно, был найден 8 июля на одном из пепелищ. По преданию, его выкопала Матрона, девочка 10-ти лет, которой были явления во сне. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь.
***
В ночь на 29 июня 1904 года (12 июля нов. ст.) Казанский образ Пресвятой Богородицы и еще одна икона из монастыря были похищены.
Полиция скоро вышла на подозреваемого – Варфоломея Чайкина (Стояна). Уже 5 июля он, вместе со своей подельницей Прасковьей Кучеровой, был задержан в Нижнем Новгороде, куда они пытались скрыться из Казани на пароходе.
При обыске на квартире Чайкина (на окраине Казани, около бывших крпичных заводов, в доме купца по Кирпично-Заводской улице, где Стоян-Чайкин арендовал целый этаж) были обнаружены драгоценности и частицы украшений с похищенных икон. Самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери Прасковьи, иконы были порублены Чайкиным и сожжены в печке. Похожие свидетельства дала мать Прасковьи, Елена Шиллинг. Позже они изменяли показания, вертлявые и бредовые, также поступали и другие участники ограбления. Чайкин оказался на самом деле известным полиции «клюквенником», вором, специализировавшимся на краже церковной утвари.
«Варфоломей Стоян (он же Чайкин, Сорокин, Соловьев, Воробьев, Воронов, Чернышев, Петров, Ткачев, Гаркуша), 28 лет, православный, уроженец села Жеребец Александровского уезда Екатеринославской губернии. Варфоломей приехал в Казань менее чем за год до кражи иконы. В последнее время он жил по фальшивому паспорту Федора Чайкина и выдавал себя за виноторговца с юга России, отрастив для маскировки усы и бороду. Одновременно у него было до четырех паспортов, включая австрийский.» В деле был у него напарник, карманник Комов, которого он вызвал в Казань такой телеграммой: «город Обоянь, Долженская волость, Ананий Комов, выезжай немедленно в Казань. Федор». Кроме Комова к ограблению был причастен ювелир, через которого был заказан инструмент для вскрытия замков, и еще два человека (по показаниям сторожа монастыря).
То есть профессиональный вор икон приехал в Казань за год до кражи, много раз ходил в монастырь, будучи неверующим (монахини сразу опознали Стояна, неоднократно приходившего на монастырский двор), выжидал подходящий момент для кражи (срочно вызвал помощника из другого города), а потом сжег в печи предмет кражи? Кроме того, у подобных ему людей обычно не хватает своих денег на долгое время, чтобы жить равномерно-роскошно. Получил заказ - получил деньги под него. А его подельницы, представленные в трех поколениях, сказали то, что надо было «заказчику». А что ему было надо? Ведь Казанская была обретена в прошлом на пепелище, не сгорела в пожаре, когда горела Казань. И ее, икону, надо было лишить ее достоинства, оболгав ее, а людей - веры в чудо, веры в добро и могущество Бога.
А было все это накануне революции 1905 года, которую тщательно готовили, искали источники финансирования, планировали… И, вот чудеса! Некоторые из «пламенных», известных по их личным воспоминаниям о прошедшем, принадлежащем им 20-ом веке, личностей, являлись собирателями исторических и культурных редкостей, ценностей! Они из поколения в поколение придавали этим вещам магическую силу, целеустремленно отнимая ее, силу, у народов.
"После процесса в Казани Чайкин был отправлен в Мариуполь, где за ним также числился ряд преступлений. В Мариуполе ему удалось бежать из тюрьмы через подкоп. Около двух лет он кочевал по центральным областям России, продолжая совершать церковные кражи. В очередной раз Чайкин попался в Харькове. Оттуда его вновь отправили в Мариуполь, но по дороге ему опять удалось бежать. В конце 1907 преступника задержали в Самарской губернии, но он бежал в третий раз."
"В начале января 1909 Чайкин прибыл в Ярославль. О том, что произошло дальше, подробно написала газета «Голос» в статье «Дело об ограблении Знаменской часовни»:
«В ночь с 11 на 12 января в Ярославле неизвестным злоумышленником была ограблена Знаменская часовня, причём была похищена риза со Знаменской иконы, украшенная драгоценными камнями, стоимостью до 25 000 р.
На другой день раскрылась и обстановка самого ограбления, и личность совершившего кражу.
В губернскую земскую больницу для оказания медицинской помощи утром 12 января приехал на извозчике неизвестный и, по оказании ему помощи, потребовал к себе судебного следователя, которому открыл своё имя и рассказал об ограблении Знаменской часовни. Сознавшийся в своей вине преступник оказался лишённым всех прав ссыльнокаторжным Варфоломеем Андреевым Стояновым, он же Чайкин, неоднократно судившимся за церковные кражи и уже приговорённым судом к 13-летней каторге."
На суде Чайкин рассказал историю своей жизни и историю своего превращения в «короля церковных краж».
"— Мне было 15 лет, — начинает он, — когда я бросил родительское гнездо и бежал из него. Я не мог попасть в начале своей самостоятельной жизни на правильную дорогу и пошёл по кривой. Много я ходил, много терпел, много страдал, но лучше терпеть и страдать на свободе. Не понимал я ни о Боге, ни о братстве; о всём этом никто мне ничего не внушал. Двадцати одного года я пошёл на призыв, но, конечно, не был взят, так как отбывал тюремное заключение. 22 лет я встретил покровителя, наставившего меня на другой путь; я решил заняться честным трудом и открыл винную торговлю, но меня, как уже судившегося и запятнавшего, преследовала полиция, и я снова свихнулся. Около этого времени я решил, что нельзя у своего же брата воровать пиджаки и брюки, и что нет никакого греха в церковной краже. Двадцати четырёх лет я открыл в Царицыне бакалейную торговлю, но вскоре пошёл опять по берёзкам; попался я в Казани… Сибирь 13 лет… Вновь я имел небольшие деньги, вот, думаю, теперь остановлюсь, начал своё дело, но недолго продержался. Некоторые говорят, меня Бог наказал, я не понимаю этого; святый апостол Павел говорит (тут подсудимый приводит длинную цитату из Евангелия): «его же люблю, того и наказую», я не чувствую никакого греха и прошу вас, господа судьи, дать мне снисхождение, Бог не покарает вас за это."
После кражи 1904 года в Казани не найдены были не только иконы, но и самые дорогие камни с окладов. В краже принимали участие четверо мужчин, двое из которых скрылись бесследно. На кражу в Ярославле в 1909 году Стоян, по его словам, прибыл уже на "готовое дело". После кражи добровольно сдался. На суде и следствии он не раскрыл имя соучастника. Очевидно, что он добровольно "подставлялся" под арест и добровольно возвращал менее ценную часть похищенного, чтобы скрыть то, что имело своего "покупателя" или "заказчика".
Казанская икона бесценна для страны и ее можно вернуть.
Предполагаю, что с явленной в Казани иконы, была сделана фотография. Не видела на других иконах такого живого и глубокого взгляда Богоматери.