Я давно изучаю историю древних цивилизаций и склоняюсь к мнению, что опыт жизни, роста, развития и часто, к сожалению, угасания древних цивилизаций, стран и народов может нас многому научить и предостеречь. Наиболее интересный народ древности для изучения и знакомства с его историей, на мой взгляд - древние шумеры.
До сих пор информация о прародине шумеров - месте их изначального появления является большой загадкой для историков. Это стало предметом домыслов и конспирологических теорий. Например, что шумеры потомки или создания древних богов ануннаков, которые сами прибыли на Землю с далёкой планеты Нибиру. Или что шумеры - это потомки выживших представителей древней допотопной цивилизации. Сами шумеры в своих легендах говорят о высоких горах на их первой родине и пути по морю, который им пришлось пройти прежде, чем найти себе приют в низовьях Евфрата.
Их язык не похож ни на один из известных языков. Этот древний народ основал множество городов-государств такие как Эшнунна, Сиппар, Киш, Эреду, Ниппур, Шуруппак и др.
Шумеры являются изобретателями клинописи - это вид особой письменности, когда на глиняные таблички специальной тростниковой палочкой наносились в определённой последовательности насечки похожие на клинышки, которые и составляют древнешумерские тексты. Многие из этих табличек после нанесения насечек обжигались и благодаря этому сохранилось их огромное количество. Как сообщает энциклопедия "Аванта+" том 31 "Древние цивилизации", иногда, на раскопках какого-нибудь никому не известного захолустного древнего города междуречья Тигра и Евфрата (современный Ирак) археологи находили такое количество документов, по сравнению с которым меркнет и "тихо курит в сторонке" количество манускриптов и артефактов для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533—1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от таких древних городов, как Сиппара или Шуруппака.
Но при изучении этого интересного древнего народа меня больше всего заинтересовали их философские и космогонические воззрения, их отношение к жизни и к природе. Наиболее полно, на мой взгляд, всё это изложено в «Эпосе о Гильгамеше» или поэме «О всё видавшем». Не буду спойлерить и пересказывать его, желающие сами познакомятся с ним, очень рекомендую, всё-таки это один из древнейших уникальных литературных памятников, которому около 4,5 тысячи лет. Читал я этот эпос в переводе историка-востоковеда и специалиста по шумерскому языку И.М. Дьяконова. У него в справочной части этого труда есть любопытная информация о семейной жизни шумеров:
Жили древние шумеры патриархальными семьями. Жёны и дети были в полной власти главы семьи - их можно было даже продать. В распоряжении мужчин были многочисленные храмовые и внехрамовые проститутки.
Интересно, сколько современных мужчин (в процентном соотношении) хотели бы вернуть такое положение дел? Я думаю, конечно же не много, ведь мы цивилизованное общество, а не древние шумеры. Попутно отмечу то, что заметил я: имя Гильгамеш произошло от более древнего Бильгемес, а слово Бильге - это термин, который в системе древнетюркских титулов означает «мудрый, мудрец». Бильгемеш переводится с тюрского, как обладающий мудростью.
Приведу забавный и в то же время важный отрывок из древнего эпоса:
Он умыл свое тело, все оружье блестело,
Со лба на спину власы он закинул,
С грязным он разлучился, чистым он облачился.
Как накинул он плащ и стан подпоясал,
Как венчал Гильгамеш себя тиарой, —
На красоту Гильгамеша подняла очи государыня Иштар:
«Давай, Гильгамеш, будь мне супругом,
Зрелость тела в дар подари мне!
Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою!
Приготовлю для тебя золотую колесницу,
С золотыми колесами, с янтарными рогами,
А впрягут в нее бури – могучих мулов.
Войди в наш дом в благоухании кедра!
Как входить ты в дом наш станешь,
И порог и престол да целуют твои ноги,
Да преклонят колени государи, цари и владыки,
Да несут тебе данью дар холмов и равнины,
Твои козы тройней, а овцы двойней да рожают,
Твой вьючный осел пусть догонит мула,
Твои кони в колеснице да будут горды в беге,
Под ярмом волы твои да не ведают равных!»
Гильгамеш уста открыл и молвит, вещает он государыне Иштар:
«Зачем ты хочешь, чтоб я взял тебя в жены?
Я дам тебе платьев, елея для тела,
Я дам тебе мяса в пропитанье и в пищу,
Накормлю тебя хлебом, достойным богини,
Вином напою, достойным царицы,
Твое жилище пышно украшу,
Твои амбары зерном засыплю,
Твои кумиры одену в одежды, —
Но в жены себе тебя не возьму я!
Ты – жаровня, что гаснет в холод,
Черная дверь, что не держит ветра и бури,
Дворец, обвалившийся на голову герою,
Слон, растоптавший свою попону,
Смола, которой обварен носильщик,
Мех, из которого облит носильщик,
Плита, не сдержавшая каменную стену,
Таран, предавший жителей во вражью землю,
Сандалия, жмущая ногу господина!
Какого супруга ты любила вечно,
Какую славу тебе возносят?
Давай перечислю, с кем ты блудила!
Супругу юности твоей, Думузи,
Из года в год ты судила рыданья.
Птичку-пастушка еще ты любила —
Ты его ударила, крылья сломала;
Он живет среди лесов и кричит: „Мои крылья!“
И льва ты любила, совершенного силой, —
Семь и семь ему ты вырыла ловушек.
И коня ты любила, славного в битве, —
Кнут, узду и плеть ты ему судила,
Семь поприщ скакать ты ему судила,
Мутное пить ты ему судила,
Его матери, Силили, ты судила рыданья.
И еще ты любила пастуха-козопаса,
Что тебе постоянно носил зольные хлебцы,
Каждый день сосунков тебе резал;
Ты его ударила, превратила в волка, —
Гоняют его свои же подпаски,
И собаки его за ляжки кусают.
Ишуллану, садовника отца, ты любила.
Что тебе постоянно носил фиников гроздья,
Каждый день тебе стол украшая, —
Подняла ты очи, к нему подошла ты:
„О мой Ишуллану, твоей зрелости вкусим,
И, рукою обнажась, коснись нашего лона!“
Ишуллану тебе отвечает:
„Чего ты от меня пожелала?
Чего мать не пекла моя, того не едал я, —
Как же буду есть хлеб прегрешенья и скверны?
Будет ли рогожа мне от стужи укрытьем?“
Ты же, услышав эти речи,
Ты его ударила, в паука превратила,
Поселила его среди тяжкой работы, —
Из паутины не вылезть, не спуститься на пол.
И со мной, полюбив, ты так же поступишь!»
Такими словами Гильгамеш отказал богине Иштар, когда она предложила стать ему её супругом. Сказать женщине, а тем более богине, что она сандалия, жмущая ногу господина - это конечно сильно.
Отсюда вывод: если вы хотите отказать женщине, то делайте это наиболее деликатно, а не так, как это сделал Гильгамеш, иначе вас ждут такие же испытания, которые он претерпел. Что именно претерпел, узнаете из эпоса. Конечно, это не главный вывод. По моему мнению, погибшие древние цивилизации - это всегда наглядный пример и повод задуматься современному человечеству на такие вопросы как: а правильно ли мы живём, а туда ли мы движемся. Иначе мы рискуем оказаться там куда идём...