Найти тему

Isabel Ibañes / Изабель Ибаньес What the river knows

Как и многие книги, которые мне удалось прочитать за последнее время, эта попала в поле моего зрения совершенно случайно. Будучи любителем детективов, романов и ужасов, я не ждала многого от фэнтезийно-приключенческого романа. Не потому, что я не серьёзно отношусь к фэнтези, скорее потому, что этот жанр редко может меня увлечь. Но попробовать стоило, хотя бы ради того, чтобы расширить свои литературные горизонты.

О чем стоит помнить, если вы решили попробовать познакомиться с изысканным миром, созданным Изабллой Ибаньес? What the river knows - это не фэнтези в привычном понимании, это скорее сложная комбинация исторической адвенчуры, любовного романа и современного фентези, которая взяла лучшее от всех жанров. И именно этим книга зацепила меня в первую очередь.

О чем же сама история?

Главная героиня романа - Инез Оливера (при альтернативном прочтении можно перевести как Оливьера, кому как больше нравится) - наследница богатого дома, которая живёт со своей тётей и двумя кузинами в Аргентине, пока её родители, большие любители древности, исследуют гробницы и захоронения в Египте. На дворе XIX век, расцвет археологии, коллекционеры и музеи буквально гонятся за возможностью урвать какой-нибудь ценный артефакт, совсем недавно обнаруженный в каком-нибудь древнеегипетском храме. Кто-то ведёт честную игру, кто-то использует грязные трюки, но Инез максимально далека от этого мира. Всё, чего она ждёт - возвращения родителей из очередного приключения, о котором они так живо и радостно ей рассказывают, и разрешения поехать с ними. Однако, на этот раз до Инез доходят плохие вести - её родители трагически погибли, теперь она является наследницей их состояния, которым сможет распоряжаться по достижении 18 лет. А пока ответственность за её дальнейшее благополучие берёт на себя её дядя по маминой линии - Рикардо. Полная горечи и отчаяния Инез обращается к дяде с вопросами о гибели родителей, но не получает никаких ответов. И тогда решительная сеньорита Оливера отправляется в Египет, чтобы самостоятельно найти ответы на свои вопросы.

А где же тут фэнтези, спросите вы? Может, двухтысячелетняя мумия оживёт и начнёт гоняться за героями? Совсем нет. Магия в этом мире такая же неуловимая и иллюзорная, как и её описание. Все заклинания, как и люди, которые могли их творить, остались в прошлом. До наших дней дошли только тронутые магией бытовые предметы, которые постепенно теряют свою силу, например, ванная, которая скрывает от чужих глаз человека, когда в ней лежат, или сандалия, которая горит, как зажигалка, если соединить ремешки. И конечно, тем больше подобных предметов можно отыскать, чем древнее место поиска.

Изначально, когда я только начала читать роман, он вызвал у меня острое чувство ностальгии по фильму "Мумия" 1999 года с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс в главных ролях. Сообразительная, отважная, но нежная главная героиня и сильный, авантюрный, но заботливый главный герой. Их приключения и отношения развиваются на фоне поисков утраченных артефактов Древнего Египта. Но со временем это впечатление померкло на фоне живого мира, созданного автором.

Почему кому-то может не понравиться What the river knows?

Для начала, отсутствием перевода. На данный момент официального перевода книги на русский язык не существует, и это расстраивает, потому что хотелось бы сравнить, какую атмосферу удастся создать переводчику по сравнению с оригиналом. Я бы не поленилась прочитать роман ещё раз.

Недостаточно, на мой вкус, раскрыта магическая сторона мира. Нам дают какие-то крохи, мы имеем только самое общее представление о том, как это всё работает, но магия тут как будто существует отдельно от всего происходящего, и вызывает вопросы целесообразность её наличия в произведении в целом. Надели автор Инез какими-нибудь пси-способностями, и сюжет развивался бы точно так же. Да и персонаж был бы поинтереснее. А так, магия просто есть, смиритесь. И никакого другого взаимодействия с ней ожидать не приходится (я ждала все 385 страниц моего электронного формата книги).

Некоторая затянутость. Если в начале кажется, что мы вот-вот окажемся в водовороте из загадок, расследований, погонь и перестрелок, то к середине книги монотонное развитие событий (хоть и очень приближенное к возможной реальности), начинает заметно утомлять. Инез - далеко не Эвелин О'Коннел (всё та же отсылка к "Мумии"), она юна, наивна, доверчива и полностью зависит от воли своего дяди. Рикардо, кстати, один из тех персонажей, который не должен вызывать негативных эмоций, но он вызывает. Возможно, у меня какая-то травма на этой почве, но меня ужасно раздражает его отношение (пренебрежительное, а позже и откровенно грубое) к своей племяннице, которая только что потеряла родителей. Я буду любить тебя только если ты будешь находиться далеко за океаном (не прямая цитата, если что, просто чтобы был понятен общий вайб). Создание образа сурового археолога провалилось, получился просто бесчувственный дядька.

Вопросы у меня и к родителям главной героини. Наверное, постоянно оставлять свою дочь на полгода у тёти и ковыряться в песках пустыни - не самая лучшая идея, особенно учитывая, что семья Оливера были спонсорами данного предприятия, а не непосредственными исследователями. Но, справедливости ради, мы мало что знаем о них самих и об их мотивации.

Что же сама Инез? Не могу сказать, что она вызвала у меня хоть сколько-нибудь негативные эмоции. Она старается изо всех своих сил и применяет все возможности для достижения цели. То, что дядя её не любит, а некоторые персонажи ею ещё и пользуются - не её вина. В целом Инез живая, понятная и логичная, ведёт себя в соответствии с ситуацией и не вызывает раздражения (если только вы не ждёте, что она будет прямо идти против своего властного дяди).

Её отношения с любовным интересом - Уитфордом Хейзом - это безусловное достоинство романа. Между этими двумя искрит напряжение, которое время от времени взрывается или забавными словестными перепалками, или поцелуями, которые не оставляют равнодушными никого: ни Инез, ни Уитфорда, ни читателя. В целом, любители слоуберна оценят то, как на их глазах искра, проскочившая при первой встрече героев, превращается в настоящий пожар запретных чувств.

Отдельно хочется отметить развитие персонажей. Они не картонные, не шаблонные. Они учатся на своих ошибках (хотя Инез и любит попрыгать на одних и тех же граблях, а Уит ведётся на одни и те же её уловки), развивают отношения друг с другом, меняют свои взгляды и открываются с новой стороны в каждой новой ситуации. Даже дядя Рикардо, которого я ругала выше, при всех своих недостатках (хотя кто-то может сказать, что все его решения вполне обоснованы, и я даже соглашусь, но отношения своего к нему уже не поменяю) заметно меняется в отношении Инез.

Однако, упомяну тут же, что кроме Инез, её дяди Рикардо и её любовного интереса Уита, которые являются главными героями произведения, заметных второстепенных персонажей в книге вы не найдёте. Все они нужны только для того, чтобы главная тройка не торчала посреди пустыни одна, что выглядело бы максимально неправдоподобно. Взаимодействия с второстепенными героями нет, а если оно и есть, то не несёт в себе никакой смысловой нагрузки.

Еще к достоинствам можно отнести великолепное описание локаций, передача атмосферы Египта и его древних захоронений и исторический контекст. Во многом действия героев обусловлены именно им, поэтому не вызывают вопросов.

В целом книга стоит потраченных на неё времени и денег. Тем более, что на все вопросы, которые оставила открытая концовка, мы можем получить ответы во второй части, которая выйдет уже в ноябре этого года.