Когда я гуляю по Невскому, я всегда обращаю внимание на автобусы, которые едут по проспекту. Ну, имеется в виду – обычные, маршрутные. К большой моей радости, чаще всего я вижу Автобус с номером 191, и так хорошо становится на сердце...
Ну, потому, что и в Москве тоже есть автобус №191. Более того, для меня это такой немножко «автобус детства», потому что мы на нем к бабушке ездили, и довольно часто. Но не только мне одному из москвичей этот номер хорошо известен.
Потому что «Сто девяносто первый» в Москве это был маршрут как сейчас сказали бы – «эпичный». Можно даже использовать превосходную степень – эпичнейший! Хотя бы потому, что он был невероятно длинный.
Стартовал московский Автобус №191 от метро «Войковская». Сделав несколько поворотов, он въезжал на территорию района, название которого многим известно и далеко за пределами столицы. Пусть и не с лучшей стороны в чем-то стороны, но точно известно. Потому что это район Коптево.
После Коптева Автобус 191 выбирался на Большую Академическую улицу. Гости столицы подумают, что это возле метро «Академическая», но нет: это свой, отдельный и прекрасный мир.
Затем Автобус 191 форсировал Линию Октябрьской железной дороги и после некоторых приключений въезжал на священную землю Бескудникова, опору и оплот Северной рабочей окраины. Но даже когда заканчивалось Бескудниково, хотя, как многие считали, жизни нет уже и в самом Бескудникове, и уж тем более после него – маршрут 191 все равно продолжался!
После Бескудникова автобус 191 еще двигался в бывшее село Коровино. И только объехав этот непростой район и почти развернувшись на 180 градусов, направлялся уже к конечной у станции «Ховрино». Ховрино, чтобы вы сориентировались – это первая остановка в черте Москвы, если едешь на поезде из Питера. Ну а если ехать в Питер – то последняя, то есть, самая-самая московская окраина, далее уже МКАД и «Тает в дымке город Химки».
Весь путь по маршруту 191 занимал более часа, и я не думаю, что кто-то кроме самого водителя автобуса имел в себе душевные силы проделать его целиком. Да и не было такой нужды.
Остановок там было штук тридцать, и то с учетом того, что на многих участках Автобус 191 ехал «экспрессом». Народу от «Войковской» на №191 садилось столько, что его остановка была вынесена в отдаление от всех остальных, чтоб не создавать толпу, и люди садились по очереди, через заднюю дверь, что вообще для Москвы того времени было редкость.
Теперь о плюсах. На маршруте 191 было 5 (пять!) кинотеатров! И респектабельная «Варшава», и заштатный «Комсомолец», и по-своему прекрасные «Ереван» и «Рассвет». Но особенно выделялся «Байкал», как раз в Коптеве. В силу этого местная молодежь, завидев приезжих гостей, часто предлагала им посостязаться в силе и ловкости, короче, каждый выезд в «Байкал» сулил не только просмотр нового фильма, но и какое-нибудь захватывающее приключение!
На маршруте 191 располагался наш районный военкомат. На маршруте 191 был (да и сейчас есть) знаменитый в определенных кругах стадион «Наука». Название дано неспроста: там часто занимались физкультурой студенты ближайших вузов, включая МАИ. Ну а тех, кто студентом не стал – тех «Наука» в назначенный день и час ждала в качестве «сборного пункта» перед отправкой на срочную службу. Добавим сюда еще милые «локальные» стадиончики «Метрополитен» и «Молния», хорошо известные местным юным футболистам, и добраться до которых тоже можно было на Сто Девяносто Первом...
И это я еще очень кратко описал! Но, надеюсь, вы уже поняли, что Автобус 191 прекрасно известен ну очень, очень многим москвичам, причем и из разных районов, и из разных поколений. И вообще. И что определение «эпичнейший» использовано было не для красного словца, а совершенно по делу!
И, надеюсь, вы понимаете мои чувства, когда я вижу, как по Невскому проспекту катится автобус с этим с детства знакомым и родным «зеркальным» номером: 191 ! Тем более, что...
Тем более, что сегодня в Москве классического Автобуса 191 уже нет. Оно и понятно: столица строится, хорошеет, даже на Северной рабочей окраине появилось метро – и столь эпичный маршрут сделался попросту не нужен. Сам номер 191 остался, но теперь его путь раза в четыре короче, нежели канонический. А тот автобус, что более-менее сохраняет прежние черты – имеет теперь другой номер.
Так что всякий раз, когда я вижу на Невском Автобус 191 – та самая «скупая мужская слеза по небритой щеке».
Но что характерно: Санкт-Петербургский Автобус 191 в своей эпичности ничуть не уступает своему московскому «сводному брату»! Стартует из Заневской части, форсирует Неву по мосту Александра Невского, затем собственно Невский проспект, затем по Кадетской линии через Васильевский остров, через Тучков мост на Петроградскую сторону, и финиш у метро «Петроградская» - ого! Очень, очень достойно. Надо будет как-нибудь еще раз проехаться, и Питер посмотреть, и юность вспомнить!