В процессе познания мира человек выражает своё отношение к различным объектам: предметам, людям, идеям, событиям и даже к самому себе. Это отношение проявляется через эмоции.
Эмоции — это особая часть нашего внутреннего мира, которая позволяет нам непосредственно переживать и оценивать ситуации, результаты наших действий и их значение для нашей жизни. Они помогают нам понять, что хорошо, а что плохо, что нам нравится, а что вызывает дискомфорт.
Эмоции обладают рядом функций.
1. Сигнальная функция эмоций
Эмоции служат сигналами, которые помогают нам реагировать на внешние воздействия или внутренние состояния организма. Когда мы чувствуем дискомфорт или удовольствие, это вызывает определённые эмоции. Эти эмоции подталкивают нас к определённым действиям: устранению дискомфорта или поиску источника удовольствия.
Например, если мы находимся в незнакомой компании и чувствуем себя неловко, это может послужить сигналом для нас. Мы можем попытаться найти знакомого человека, проявить инициативу в знакомстве с другими участниками компании или даже решить уйти.
С другой стороны, положительные эмоции могут служить сигналом для фиксации в сознании определённых моментов. Например, если мы получаем эстетическое наслаждение от картины на выставке, это может побудить нас запомнить название картины, имя художника и название выставочного зала. Таким образом, мы сможем посетить выставку ещё раз и испытать те же положительные эмоции.
2. Регулятивная функция эмоций
Эмоции могут влиять на работу как отдельных психических процессов, так и на нашу деятельность в целом. Положительный эмоциональный фон может улучшить качество нашей деятельности. С другой стороны, тоскливое настроение может привести к тому, что мы потеряем интерес и мотивацию.
Страх, в зависимости от особенностей личности, может либо парализовать нас, либо, наоборот, мобилизовать все наши ресурсы для преодоления опасности.
3. Познавательная функция эмоций
Эмоции могут стимулировать или подавлять процесс познания. Если нам интересно и любопытно что-то, мы будем более активно участвовать в процессе познания. Однако если объект вызывает отвращение или скуку, мы можем потерять интерес и не захотеть изучать его.
Эмоции играют важную роль в жизни человека, они влияют на наше поведение, мышление и восприятие окружающего мира. Традиционно выделяют несколько видов эмоциональных процессов: собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства.
Аффект — это самый мощный и кратковременный вид эмоций. В состоянии аффекта человек может не реагировать на боль, не испытывать страха или стыда. Этот процесс полностью захватывает психику человека и определяет его действия в ситуации, вызвавшей такую реакцию. Обычно аффект не поддаётся контролю сознания, которое в этот момент сужается.
Причиной аффекта служит эмоциональная напряжённость, которая накапливается в результате аффектогенной ситуации. Если эта напряжённость не имеет своевременной разрядки, то со временем она может привести к возникновению аффекта — острой и бурной разрядке всего накопившегося напряжения сразу.
Нередко в состоянии аффекта совершаются преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации обычно провоцируются отрицательными эмоциями. Например, у человека может копиться раздражение и озлобленность на другого человека из-за его неприемлемого поведения. Но этот человек занимает более выгодную позицию, поэтому первый не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно может настать момент, когда первый впадает в состояние аффекта и совершает по отношению ко второму преступное действие (вплоть до убийства).
Итак, отличительные черты аффекта:
1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая за собой ее бурное внешнее проявление;
2) выход эмоциональной сферы из под контроля сознания;
3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;
4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель «затмевает» сопутствующие;
5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом интенсивным, аффект быстро себя «изживает». Собственно эмоции – более продолжительный вид явлений эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмоции могут быть реакцией не только на происходящее в данный момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.
Эмоции — это способ, которым человек оценивает ситуацию и значимость предстоящих действий или деятельности в целом, исходя из своих актуальных потребностей.
Например, если мы чувствуем угрозу для своей жизни, то это вызывает эмоциональное возбуждение, которое побуждает нас перейти от автоматического поддержания физиологического равновесия к активной деятельности по поиску условий для адаптации. Так, если мы ощущаем боль, то это означает, что нам нужно определить её источник и предпринять необходимые действия для её устранения или предотвращения дальнейшего развития болезненного состояния (принять лекарство, вынуть занозу и т. д.). Если же мы чувствуем голод, то это говорит о том, что наши внутренние ресурсы исчерпаны и нам нужно пополнить их извне.
А когда эмоциональное переживание сигнализирует о том, что организм и психические процессы находятся в удовлетворительном, комфортном состоянии, это означает положительную оценку текущей деятельности и отсутствие необходимости её прерывать. Например, человек чувствует себя бодрым, у него высокая работоспособность, а его действия вызывают положительные эмоции. В таком случае ещё нет необходимости прерываться на отдых, и можно продолжать текущую деятельность.
Двумя основными факторами, влияющими на возникновение эмоций, являются наличие потребности и вероятность ее удовлетворения. Многообразие же эмоций обеспечивают дополнительные факторы:
1) степень жизненной необходимости удовлетворения потребности;
2) временной разрыв между возникновением потребности и возможностью ее удовлетворения;
3) индивидуальные и личностные особенности субъекта;
4) способность субъекта к целостной оценке ситуации, извлечению информации из всей совокупности обстоятельств. Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому нибудь или чему нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту – воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.
Чувства можно разделить на несколько категорий в зависимости от их направленности и влияния на деятельность человека.
По направленности чувства делятся на:
* интеллектуальные — связанные с познавательной деятельностью;
* практические — связанные с практической деятельностью;
* эстетические — чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы;
* моральные — вызванные переживанием отношений с другими людьми.
По характеру влияния на деятельность чувства делятся на:
* стенические — активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение);
* астенические — угнетающие её (тревога, уныние).
Чувства обладают рядом свойств:
* полярность — каждое чувство имеет свою противоположность (уважение — презрение, тревога — спокойствие, радость — страдание);
* амбивалентность — один и тот же предмет может вызывать два противоречивых чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться);
* динамичность — чувства могут меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение — в нежность, страстная любовь — в ровную привязанность);
* субъективность — чувства зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, состояния здоровья, мировоззрения и культурно-исторических традиций.
Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему ориентироваться на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.
Настроение — это длительное эмоциональное состояние, которое может влиять на все остальные проявления нашей эмоциональной сферы. Оно не такое интенсивное, как чувства и эмоции, но всё же оказывает влияние на наше восприятие мира.
Например, ожидание праздника может создать у нас повышенное настроение на несколько дней. В такие моменты неприятности не кажутся такими уж серьёзными, а мелкие радости доставляют больше удовольствия. А вот зарядивший с утра холодный осенний дождь может создать тоскливое настроение на весь день. Из-за этого интерес к работе может угаснуть, а встреча с друзьями не будет такой весёлой, как в другие дни.
Иногда настроение может быть настолько сильным, что перекрывает чувства и эмоции. Например, после разговора с начальником человек может расстроиться и незаслуженно обидеть близких, хотя на самом деле он их очень любит.
Помимо длительности и слабой интенсивности, настроение обладает ещё одним свойством — неясностью и безотчётностью. Мы редко осознаём причины, вызвавшие то или иное настроение, за исключением очень явных причин. Хорошо, когда это повышенное настроение — тогда можно просто радоваться и веселиться. Однако иногда мы можем испытывать смутную тревогу, беспричинную тоску или подавленность. В таких случаях полезно проанализировать своё настроение и попытаться выяснить, что его вызвало. Возможно, причина тоски — в ненастной погоде, вялости и подавленности — в недостатке прогулок на свежем воздухе, а тревоги — в случайно услышанной фразе, которая всколыхнула неосознаваемый комплекс личных ассоциаций.
Если мы сможем самостоятельно или с чьей-то помощью установить первопричину дурного настроения, то нам будет легче от него избавиться.
Стресс: проявление эмоций и реакция на сложные ситуации
Стресс — это особая форма переживания чувств, которая возникает в ответ на напряжённые, подавляющие или экстремальные ситуации. Такие ситуации могут резко нарушать общий эмоциональный фон и менять настроение.
Стресс может быть вызван как чисто эмоциональными причинами, например, известием о несчастье, незаслуженной обидой, страхом, так и другими факторами, которые в психологии называются «стрессорами». Эмоциональный стресс всегда сопутствует реакции человека на неэмоциональные стрессоры, такие как голод, переохлаждение, боль, переутомление или сложные ситуации, требующие срочного принятия ответственного решения, предотвращения угрозы жизни или здоровью, резкой смены стратегии поведения и так далее.
Стрессорами могут быть как сильные реально действующие эмоциональные или физиологические раздражители, так и представляемые, воображаемые ситуации, напоминающие о горе, угрозе, страхе или боли.
Когда организм находится в состоянии стресса, он активирует комплекс реакций адаптации к экстремальным условиям. Эти реакции включают в себя тревогу, сопротивление и истощение.
Тревога возникает в результате срабатывания сигнальной функции эмоций. Сопротивление обеспечивается перераспределением и мобилизацией физических и психических резервов человека. Однако после сопротивления резервы существенно снижаются, что приводит к реакции истощения.
Частые и длительные стрессы могут негативно сказаться не только на психическом здоровье, вызывая депрессию и неврозы, но и на физическом здоровье. Под воздействием частых стрессов могут развиваться или обостряться сердечно-сосудистые и желудочные заболевания. Кроме того, снижается иммунитет организма, что увеличивает подверженность вирусным инфекциям и даже обычной простуде.
Избежать стрессовых ситуаций в нашей жизни невозможно, поэтому важно развивать в себе способность к саморегуляции. Это поможет снизить уровень негативных последствий стресса и лучше справляться с эмоциональными и физическими вызовами.
В психологии выделяют несколько основных эмоциональных состояний, которые могут быть объединены в различные оттенки эмоциональных переживаний.
1. Радость — это яркое положительное эмоциональное состояние. Оно возникает, когда мы можем удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысока или неопределённа. Радость относится к стеническим эмоциям, то есть способствует активности и мобилизации сил.
2. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, противоположное радости. Оно возникает, когда актуальная потребность не может быть удовлетворена или когда мы получаем информацию о невозможности её удовлетворения, хотя до этого момента считали это возможным. Страдание часто связано с эмоциональным стрессом. Это астеническая эмоция, которая может вызывать чувство бессилия и пассивности.
3. Гнев — отрицательное эмоциональное состояние. Обычно он проявляется в виде аффекта и возникает, когда на пути удовлетворения важной для нас потребности появляется непредвиденное серьёзное препятствие. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер и позволяет нам мобилизовать силы для преодоления препятствия.
4. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью или благополучию. В отличие от страдания, которое связано с отсутствием возможности удовлетворения потребности, страх связан только с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Это астеническая эмоция.
5. Интерес — положительное эмоциональное состояние, которое способствует познавательной деятельности, развитию навыков и умений, приобретению знаний. Он мотивирует обучение и является стенической эмоцией.
6. Удивление — нейтральная по знаку эмоция, которая возникает при внезапном появлении ситуации или объекта, о которых у нас нет информации. При удивлении другие эмоции временно приостанавливаются, и всё внимание человека переходит на объект удивления. В зависимости от полученной информации удивление может переходить в страх, интерес, радость или гнев.
7. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает при контакте с объектами, вызывающими крайне негативное отношение субъекта на любом уровне — физическом, нравственном, эстетическом или духовном. Объектами отвращения могут быть другие люди, предметы, явления, события и т. д. Отвращение к другому человеку в сочетании с гневом может привести к агрессивному поведению.
8. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в межличностных отношениях. Объектом презрения может быть только другой человек или группа людей. Это эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок и форм поведения объекта, которые он считает недостойными, низменными или несоответствующими его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает при осознании субъектом своего несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих или своим собственным нравственным и эстетическим нормам.
Несмотря на то, что в спектре основных эмоциональных состояний большинство из них отрицательные, не стоит думать, что в жизни человека преобладают только негативные эмоции. На самом деле, положительных эмоций ничуть не меньше. Просто градация основных отрицательных эмоциональных состояний более чёткая.
Это связано с тем, что большая специфичность отрицательных эмоций способствует формированию более гибкой системы адаптации человека к окружающему миру.
Любая психическая активность человека может носить как непреднамеренный характер, так и целенаправленный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Это могут быть, например, действия человека в состоянии аффекта или транса.
В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы. Воля — это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для достижения цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация недостаточна.
Величина усилий, которые прикладывает человек для преодоления препятствий, характеризует степень развития его волевой сферы.
Отличие непроизвольных действий от произвольных заключается в том, что первые являются результатом возникновения неосознаваемых или недостаточно чётко осознаваемых побуждений, таких как влечения, установки и так далее. Они имеют импульсивный характер и лишены чёткого плана.
Произвольные действия, напротив, предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Для произвольных процессов в целом характерны следующие черты:
1) произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой;
2) произвольная реакция возникает в ответ на появление жизненно важной потребности и является средством ее удовлетворения.
3) произвольная реакция, как правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением;
4) в ситуации, когда произвольная реакция все таки является вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу своего осуществления.
Выделяя волевые процессы в особый пласт психических явлений, психологи при этом не противопоставляют их познавательным и эмоциональным процессам, поскольку один и тот же процесс может быть одновременно и познавательным, и до определенной степени эмоциональным, и волевым (например, произвольное внимание).
Исходными побуждениями человека к действию являются потребности, следовательно, зачатки воли заключены уже в них. В отличие от потребности мотив является психическим побудителем к осуществлению деятельности, будучи уже не только стимулом, а личностной переработкой стимула (нужды, потребности). Если преобладают однозначные мотивы, они усиливают возможность достижения цели. Возникновение же мотивов, противоречащих достижению намеченной цели, тормозит активность человека (в некоторых ситуациях это является проявлением безволия).
Таким образом, воля обладает двумя противоположно направленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тормозящей.
Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.
Тормозная функция воли не всегда препятствует получению положительного результата деятельности. Выступая в единстве с побудительной функцией, она характеризуется сдерживанием нежелательных проявлений активности. Например, у человека одновременно возникает побуждение к двум видам деятельности, но если он возьмется за оба дела одновременно, то это будет в ущерб как одному, так и другому. Происходит борьба мотивов. Тот мотив, который человек оценивает как более значимый в настоящий момент, порождает побудительную функцию воли, а менее значимый становится объектом тормозящей функции. Кроме того, тормозящая функция проявляется и в случаях, когда побуждения человека не соответствуют его представлениям о должной модели поведения. Например, если человек очень голоден, у него может возникнуть побуждение украсть буханку хлеба в булочной. Но для большинства людей такое поведение внутренне неприемлемо, и оно будет заторможено волевым усилием.
Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах винить внешние факторы – обстоятельства, других людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя. Рассмотрим близкий для студентов пример – подготовку к экзамену. Не вовремя пришедшие друзья, шум в соседней комнате, дождливая погода, от которой клонит в сон, интересный фильм по телевизору, который никак нельзя пропустить, – всем знакомы подобные отвлекающие факторы. Но человек с развитой волевой сферой психики и несущий ответственность за результаты деятельности будет волевыми усилиями противостоять всем факторам, которые могут оказать негативное влияние на эти результаты.
Есть ряд личностных качеств, которые рассматриваются в психологии как волевые качества:
1) решимость – это полная уверенность в исполнимости решения;
2) самообладание – проявление тормозящей функции воли, заключающееся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленной цели;
3) смелость – проявление силы воли для преодоления опасных для благополучия и жизни человека препятствий;
4) настойчивость – способность совершать многократные волевые действия в течение длительного времени для достижения определенной цели (не следует ее путать с упрямством – неадекватной настойчивостью без достаточных объективных оснований);
5) исполнительность – качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений;
6) терпение и выносливость – также волевые качества, необходимые для целенаправленного достижения результатов;
7) дисциплинированность – свидетельство волевых качеств личности, поскольку дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.
Каждое из волевых качеств имеет свой антипод – качество, свидетельствующее о неразвитости волевой сферы, такие как нерешительность, безынициативность, податливость и т. п.
Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении, называется мужеством.
Далее рассмотрим понятие волевого действия.
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема.
Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка. Существуют две крайности в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:
1) ребенок был избалован, все его желания и капризы беспрекословно выполнялись, поэтому тормозящая функция воли у него не сформировалась;
2) ребенок, напротив, был подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, его инициативность подавлялась, и поэтому, повзрослев, он стал неспособным к принятию самостоятельного решения.
Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, должны вовремя позаботиться о развитии его воли. Для этого необходимо избегать вышеуказанных крайностей и, кроме того, всегда объяснять ребенку, даже маленькому, чем вызваны требования, решения, запреты, которые предъявляют к нему взрослые, в чем заключается их целесообразность.
Отличительными чертами волевого действия можно назвать осознанность и самостоятельность в принятии решения. Оно характеризуется следующими признаками. Во первых, это есть действие, необходимое по внешним или внутренним причинам, т. е. для него всегда существует объективное основание. Во вторых, волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения или торможения. В третьих, в процессе волевого действия устраняется этот дефицит, что приводит к возможности достижения намеченной цели.
Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:
1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;
2) осознание путей к достижению цели;
3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.
Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.
Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.
Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:
1) возникновение побуждения;
2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;
3) осознание ряда возможностей достижения цели;
4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
5) стадия обсуждения и борьба мотивов;
6) принятие одной из возможностей в качестве решения;
7) принятие решения;
8) осуществление принятого решения;
9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели. Надо отметить, что сложное волевое действие не во всех случаях вызывает борьбу мотивов. Это происходит лишь тогда, когда цель субъективна и возникает спонтанно. Если же она обусловлена внешними факторами и ее достижение необходимо для субъекта, ему необходимо только распознать ее, сформировав определенный образ будущего результата действия. Возникновение борьбы мотивов связано с наличием у субъекта нескольких равнозначных целей одновременно (например, домохозяйке одновременно хочется и приготовить что то особое на ужин, и посмотреть любимый сериал).
В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.
Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах.
1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты психической деятельности (например, недостаточная активность психики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, не встречает никаких внешних препятствий.
В таком случае субъекту достаточно представить себе цель и осознать ее необходимость, чтобы последовало действие. (Например, человек хочет перекусить, он поднимается с уютного дивана перед телевизором и направляется к холодильнику – как ни банально, но в этом есть проявление волевого усилия.)
2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.)
3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и даже при самом принятии решения каждый из противоборствующих мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести противоборствующие мотивы в жертву. (Например, позади бессонная ночь, очень хочется спать, но надо идти на лекцию к 8:00, иначе возникнут проблемы с получением зачета.)
Теперь несколько слов о плане принятия решения. Он может быть схематичен или более развернут и осознан – это зависит как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации, требующей принятия решения.
Некоторые люди, исполняя решение, стараются предусмотреть все возможные факторы воздействия на результат, четко и детально спланировать каждый шаг, последовательно и точно придерживаться намеченного плана. Другие же ограничиваются самой общей схемой, в которой обозначены только основные этапы и узловые точки деятельности. Если рассматривать зависимость планирования от ситуации, то можно отметить, что обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечаются действия, отсроченные во времени.
Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склонность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, лишает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведения, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагировать на изменение обстоятельств.
Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обладает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного результата сможет откорректировать изначальный план действий и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптимального достижения цели.
В завершение разговора о волевой сфере несколько слов о нарушениях воли. Выделяют три вида подобных нарушений.
1. Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, невозможность принимать решения и исполнять их при полном осознании необходимости этого. Возникает абулия на почве мозговой патологии. Для человека, страдающего абулией, характерно так называемое полевое поведение. Он совершает действия не целенаправленно, а лишь случайно попадая в поле стимула. Например, бесцельно перемещаясь по комнате, человек «натыкается» взглядом на какой либо предмет и берет его – не потому, что данный предмет зачем то ему нужен, а просто потому, что попался под руку.
2. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий. Оно вызывается поражением тканей в лобных долях головного мозга. Проявляется апраксия в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и делают невозможным осуществление волевого акта.
3. Гипербулия – это, напротив, чрезмерная волевая активность больного человека. Она может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально депрессивного психоза, несколько менее выражена при гипертимии, может также иногда возникать при некоторых соматических заболеваниях.
Не следует путать нарушения воли, вызванные тяжелыми расстройствами психики и встречающиеся сравнительно редко, с обычным слабоволием – результатом описанных выше условий воспитания. В последнем случае возможны коррекция слабоволия, воспитание воли на фоне изменения социальной ситуации развития личности и при способности человека к саморефлексии, критичному мышлению.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что воля играет важнейшую роль в преодолении жизненных трудностей, разрешении крупных и мелких проблем, в достижении жизненного успеха. Одним из основных отличий человека от представителей животного мира является, помимо абстрактного мышления и интеллекта, наличие волевой сферы, без которой любые способности оставались бы бесполезными и неактуализированными.