Найти тему
Бегущий по кинолезвию

ТАСС может не заявлять

В СССР, как сейчас бы сказали, «умели делать пропаганду». Поэтому 40 лет назад, 30 июля 1984 года, спустя 2 дня после начала XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, которые бойкотировали СССР и почти весь соцлагерь, по телевизору запустили шпионский детектив «ТАСС уполномочен заявить». Дата и время выпуска 10-серийного сериала по роману Юлиана Семенова были согласованы с руководством страны.

И в бедное (в том числе на зрелища) время этот трюк сработал: какая там Олимпиада! Как только раздавались тревожные звуки сериальной заставки (композитор Эдуард Артемьев постарался), улицы советских городов вымирали. Совграждане напряженно следили за схваткой КГБ и ЦРУ. Конечно, сомнений, что наши возьмут верх не было с самого начала, но интрига...

Да и все остальное. После «Семнадцати мгновений весны» одного имени Юлиана Семенова хватило бы, чтоб приковать зрителей к экранам. А тут собрали созвездие актеров. «Штирлиц» - Вячеслав Тихонов в качестве генерала контразведки руководил операций по выявлению американского шпиона в Москве. «Адъютант его превосходительства» Юрий Соломин вел операцию в тылу врага, в африканском Луисбурге, напичканном цэрэушникам и их пособниками, чтобы помешать планам США устроить переворота в соседней, дружественной СССР Нагонии.

Но, как и в «17 мгновениях», враги не только не выглядели дураками, а напротив, были умны и даже обаятельны, как заместитель резидента ЦРУ в Луисбурге, на роль которого неожиданно позвали всеобщего любимца «Мимино» - Вахтанга Кикабидзе. Или, как спивающийся, но симпатичный и по-своему честный американский журналист Пол Дик, которого с блеском сыграл Алексей Петренко. Что уж говорить об обольстительной Пилар, для роли которой из Дома Моды Славы Зайцева позвали самую настоящую модель Эльвиру Зубкову.

Если мужчины поутру в курилках на работе обсуждали промахи советских контрразведчиков, то женщины судачили о нарядах коварной Пилар и несчастной Ольги Винтер и пытались копировать хотя бы прически и макияж киногероинь.

Да что там говорить! В те времена, когда идеологическая составляющая фильма (благородные чекисты, борющиеся за счастье трудового народа во всем мире, против злобных цэрэушников, работающих на империалистов, стремящихся ограбить и поработить весь мир) у 90% зрителей не вызывала никаких вопросов, все в нем было увлекательно. И закрученный сюжет, и прекрасная игра актеров, и тот кусочек красивой, несоветской жизни с дорогими отелями, приемами, ресторанами, экзотическими напитками, красивыми машинами, фирменными шмотками, очаровательными «шпиёнками» и т.п.

Наверно, это был последняя картина, которую люди страны Советов смотрели так дружно, испытывая при этом схожие эмоции. Меньше, чем через два года началась перестройка, а с ней выяснилось, что Пол Дик, уверявший, что все русские мыслят одинаково и шагают единым строем, был глубоко не прав. Как только Горбачев объявил эпоху гласности, все единомыслие разом испарилось, и чекисты из героев на годы превратились в изгоев. Пока один из их нижних чинов чудом ни попал в Кремль и ни сделал спецслужбистов правящей кастой.

После чего на экраны вывалилась масса фильмов о доблестных чекистах. Но ни одна из современных поделок и близко не приблизилась по популярности к сериалу 40- летней давности.

Путинская Россия, несмотря на попытку тотального контроля над умами, так и не выработала внятной идеологии. А потому нет и не может быть эффективной пропаганды. Что бы ни был уполномочен заявлять ТАСС.