Найти тему
home-music

Фильтр для колонок

Когда то я знал, что фильтр для колонок нужен, чтобы разделить сигнал между динамиками. Разделить, чтобы каждый динамик играл свою полосу. И все.
Потом стал вопрос, на каких частотах делить полосы? В промышленных колонках существуют чуть ли не стандартные/типовые частоты раздела, которые имеют подвижки в зависимости от класса колонок. Когда начал свои эксперименты с фильтрами стало понятно как меняется звук от частоты раздела и от порядка фильтра (наиболее часто применяют фильтры первого, второго и третьего порядков). При этом, производители и продвинутые специалисты предпочитают второй и третий порядки. Первый порядок, считается, не даёт достаточной линейности и имеет большие зоны совместной работы смежных динамиков.
Если бы звук зависел только от технической стороны. Лучшие параметры колонок даже легче получить фильтром третьего порядка. Однако, с ростом порядка фильтра воспроизводимого колонкой звука становится меньше. Исчезают слабые звуки, либо они становятся незаметными из-за сильных звуков. Существенно сокращается длительность затухающих звуков. И все. Испарившаяся часть звука никогда не позволит приблизится к натуральности в домашних условиях. Или, как модно говорит маркетинг, к задумке автора. А колонки с фильтрами третьего порядка так любит ХайЭнд.
Вот тогда стало понятным значение фильтра в акустике.
Продвинутые меломаны любят фильтры первого порядка из-за их музыкальности. Мнение, что первым порядком не получить правильный, без окрасов звук, неверно. Если вести настройку акустики с измерениями и прослушиваниями, то полосовой фильтр первого порядка совсем редко состоит из одной детали. И важно, чтобы при прохождении сигналом фильтра, сохранить звук с минимальными потерями. Отсюда, фильтр для колонок имеет вес для звука не меньший чем корпус и динамики. С отличными дизайнерскими фабричными корпусами, изысканными динамиками и слабым фильтром музыкой не насладится.
Качество компонентов фильтра невероятно важно. Главную роль в фильтрах играют катушки - дорогостоящая штука для звука высокого качества. Ещё важнее в фильтре - сведение полос. Катушки должны быть без сердечника. Мои наблюдения показали, что свобода звукоизвлечения колонками начинается с диаметра провода 2.0мм по меди. Больший диаметр провода обеспечит ещё лучший звук, но стоимости становятся слишком высоки.
Ещё о программном обеспечении для расчета и подгонки фильтров. Наверняка, при значительном объеме опыта и анализа между расчетной и финишной схемами фильтров, можно понимать к чему стремится. В первом приближении программа будет хорошим подспорьем. С другой стороны, при значительном объеме опыта программы становятся не нужны. Измерения реальной акустики с влиянием корпусов на работу динамиков, расположенных в реальных домашних условиях, дают возможность профессионально выполнить сведение звука колонок. По моим наблюдениям, практически все колонки, приходящие на доработку, имели потенциал роста качества звука. Имею ввиду под словом качество: рост слитности и музыкальности звука, рост "читаемости" звука (точность), рост ощущения натуральности, прирост детальности баса, незначительный прирост отдачи (КПД).
Ниже фото фильтров трехполосной акустики, которые изготавливаю взамен заводским. Об этом позже будет отдельный пост. Фото фильтров, как один из примеров уже достаточно высокого качества компонентов и сборки. Фото фильтров, как один из примеров уже достаточно высокого качества компонентов и сборки.