Найти тему
Dragon Naga

Победитель демона Мары

Оглавление

Ровно год назад в столице Мьянмы была освящена крупнейшая в мире каменная статуя сидящего Будды

Сидя под деревом Бодхи, принц Сиддхартха Гаутама дал себе клятву, что не сдвинется с места, пока не познает истину. Он искал ответы на проблемы страдания и непрерывного цикла рождений, которые он видел повсюду вокруг себя. На пути к познанию истины он уже отверг крайности в виде аскетизма и пресыщенности комфортом.

Сидхартха Гаутама был близок к тому, чтобы достичь Просветления. Это сильно беспокоило злобного демона Мару, который попытался сделать все, чтобы остановить Сидхартху. Мара насылал на него полчища чудовищ, вызвал град из камней и пепла, пытался в разном обличье вести с ним сбивающие с толку разговоры и, наконец, прислал трех своих дочерей (их имена – Услада, Страсть и Вожделение).

Мара утверждал, что место для Просветления под деревом Бодхи по праву принадлежит ему, а не смертному Сиддхартхе. Чудовища, присланные Марой закричали в поддержку демона: «Я его свидетель!». «А кто будет говорить за тебя?» - со злой усмешкой спросил Мара Сиддхартху.

Сиддхартха опустил вниз правую руку и кончиками пальцев коснулся земли. И тогда сама земля сказала: «Я свидетельствую в твою пользу!» Мара исчез. А когда в небе взошла утренняя звезда, Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой.

Жест Сиддхартхи, призывающего Землю в свидетели, получил название мудры бхумипасса, а статуи сидящего Будды, руки которого сложены в эту мудру, традиционно называются Маравиджая – «Победитель Мары».

Мара в буддизме – это не только конкретный демон, стоявший на духовном пути принца Сиддхартхи. В образе этого демона также можно понимать совокупность внутренних искушений и заблуждений, отвлекающих людей от духовных практик, и тем самым препятствующих их пути к Просветлению. Статуи Будды Маравиджая – отличное напоминание каждому буддисту о том, что он должен одержать победу над своим собственным Марой.

-2

Белоснежная глыба мрамора

В начале нынешнего века вооруженные силы Мьянмы получили необычный и достаточно редкий дар – им была передана огромная скала мраморного монолита высшего качества протяженностью более 20 метров. В 2018 году скалу тщательно осмотрела созданная специально для этого авторитетная комиссия, и по итогам ее работы командование вооруженных сил обратилось за советом к наиболее уважаемым буддийским саядо (настоятелям монастырей и старшим монахам) страны, многие из которых были членами государственного комитета Сангха Маха Наяка – высшего распорядительного органа буддийской монашеской общины Мьянмы.

Ни у кого не возникало сомнение в том, что из такого белоснежного и чистого мрамора нужно вырезать статую Будды. Вопрос был лишь в том, как должна выглядеть эта статуя. Уважаемые саядо высказали мысль о том, что фигура Будды должна быть изготовлена в стиле Яданабон последней королевской династии страны – Конбаун. Эту династию в 1885 году свергли британцы, заняв Мандалай и отправив бирманского короля Тибо в изгнание в колониальную Индию. Сооружение статуи в таком стиле должно подчеркивать преемственной мьянманской государственности, прерванной вторжением колонизаторов.

Саядо долго обсуждали вопрос о том, как должна выглядеть фигура Будды и какой должна быть мудра – жест рук, которому при изготовлении таких статуй обычно придается важнейшее значение. Именно мудра во многом определяет смысловое наполнение статуи и ее значимость для буддиста. Саядо пришли к выводу, что самым лучшим символом сегодняшних времен, когда под влиянием извне многие традиционные ценности буддизма в Мьянме находятся под сильнейшим давлением, должен быть Будда, побеждающий Мару. А значит, его руки должны быть сложены в мудру бхумипасса.

Эту мудру можно увидеть у многочисленных статуй Будды Маравиджая по всей Юго-Восточной Азии. Правая рука Будды, лежащая на колене, касается кончиками пальцев земли, а ладонь левой руки, прижатой к бедру, обычно развернута ладонью кверху.

Поскольку мраморный монолит был передан в дар вооруженным силам, именно главком старший генерал Мин Аун Хлайн стал основным куратором этого грандиозного проекта. На всех этапах он советовался с уважаемыми саядо, чтобы фигура идеально соответствовала каноническим требованиям к статуе Будды Маравиджая – тридцати двум основным характеристикам и восьмидесяти дополнительным. Семья старшего генерала вместе с семьями членов командования вооруженных сил стала основным жертвователем работ по изготовлению и возведению статуи.

-3

Союз буддизма и точных наук

Сооруженная в Нейпьидо статуя – крупнейшее в мире каменное изображение сидящего Будды. Если говорить сухим языком цифр, высота фигуры Будды – 19 метров, общий вес - 1782 тонны. Высота трона – 5,5 метров, вес - 3510 тонн. Общая высота сидящего на троне Будды составляет более 24,5 метров. При камнерезных работах по изготовлению статуи использовались современные станки с числовым программным управлением.

Статуя стала центральной частью буддийского комплекса площадью 93 гектара, расположенного на холме Тепхью в районе Декхинатири столичной территории Нейпьидо. Комплекс включает в себя 720 каменных ступ с текстами Типитаки (священного буддийского канона на языке пали), выгравированных бирманским и латинским шрифтами на каменных плитах. Так было воплощено пожелание одного из уважаемых саядо сделать комплекс со статуей Будды Маравиджая не только местом почитания и поклонения, но и своего рода центром по изучению канонических текстов.

На территории буддийского комплекса были также сооружены здания для приема паломников, пагода Нагайоун, здание Сасана Бейман с большим залом для посвящений и церемоний, фонтаны и искусственное озеро. Для удобства посетителей комплекса были проложены движущиеся дорожки-траволаторы, обустроены крытые павильоны-переходы и высажены деревья.

Но самой сложной задачей для тех, кто работал над этим проектом, стала доставка статуи к месту установки и затем ее подъем на постамент. Перевозку каменных частей статуи осуществляли на специально созданной платформе, которая, как отчиталось профильное министерство, стала самым тяжелым наземным транспортным средством в мире. Для установки трона и затем подъема на него статуи Инженерный совет Мьянмы в содружестве с военными инженерами предложили несколько нестандартных решений. Статую аккуратно разворачивали и бережно поднимали на трон с помощью специально сооруженной для этого большой арки.

В июле 2023 года статуя заняла свое место на холме Тепхью, и одновременно близились к завершению работы по обустройству территории вокруг нее. Все было готово к торжественной церемонии ее освящения, намеченной на 1 августа – день полнолуния второго месяца Васо.

-4

Полнолуние второго месяца Васо

Полнолуние Васо – одно из самых почитаемых в буддизме, поскольку сам этом месяц богат на события в буддистской истории.

Именно в месяц произошло зачатие Будды Шакьямуни. Именно в это время он, выбравшись за ворота дворца, где жил затворником, увидел «четыре зрелища» - старого нищего, больного человека, мертвеца и отшельника – которые в корне изменили его жизнь. В этот месяц Будда провел свою первую проповедь в Оленьей роще. И, наконец, в это самое время Будда, покинув Землю на время сезона дождей, читал небожителям проповеди с разъяснением наиболее сложных вопросов своего учения.

Но лунный календарь прошлого года особо знаменателен тем, что в нем имеются целых два месяца Васо – первый и второй.

Как известно, солнечный год (период обращения Земли вокруг Солнца) длится 365,24 дней. А лунный год (двенадцать полных лунных циклов) составляет 354,4 дня. Чтобы синхронизировать традиционный бирманский лунный календарь с солнечным, в него один раз в несколько лет приходится добавлять дополнительный месяц. То есть, после первого месяца Васо – «високосный» второй месяц Васо.

Исходя из этой уникальности второго месяца Васо, к нему обычно приурочивают важнейшие религиозные и общественные события. Освящение статуи Будды Маравиджая безусловно относится к их числу.

К тому же, полнолуние второго месяца Васо в прошлом году выпало на первое августа. А если сложить цифры дня и месяца (1.08) – получается девятка, благоприятное и почитаемое число у буддистов многих стран мира.

-5

Два хадака от российских буддистов

Рано утром первого августа 2023 года началась церемония освящения статуи Будды Маравиджая, в которой приняли участие девятьсот буддийских монахов. Для участия в ней в Мьянму приехали представители монашеской общины из разных стран мира, в том числе из России. Вместе с другими зарубежными членами сангхи в церемонии участвовали Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров, ширээтэ лама Кяхтинского дацана «Балдан Брэйбун» Бато Шареев, а также ректор Агинской Буддийской Академии Сультимов Чингиз лама.

Церемонии включали чтение священных буддийских текстов, окропление святой водой, подношение еды, монашеского одеяния, фруктов и огней. На небольшие пагоды с каменными плитами, на которых выгравированы канонические тексты Типитаки, были водружены золотые зонтики. В завершение церемонии, которая длилась несколько часов, в зале Сасана Бейман члены сангхи читали сутты Паритта, которые служат для защиты людей, помогают отвратить беду и опасность, призывают к миролюбию всех живых существ вокруг них и приносят удачу.

Вечером у статуи Будды Маравиджая был произведен фейерверк, а религиозные сооружения в парке освещались разноцветными огнями.

Старший генерал Мин Аун Хлайн, который добровольно взял на себя главную ответственность за работы по изготовлению и установке статуи Будды Маравиджая, сформулировал четыре основные цели этого уникального проекта – продемонстрировать миру поддержку буддизма Тхеравады в Мьянме, способствовать распространению в Мьянме учения Будды и сделать эту страну одним из мировых центров буддизма, обеспечить мир и безопасность в Мьянме и построить процветающую страну, на которую распространяется метта (любящая доброта) Будды.

С этими целями сложно спорить, и в поддержку этих устремлений мьянманского лидера представители буддийской сангхи всего мира, приехавшие на церемонию освящения статуи Будды Маравиджая, вручали старшему генералу Мин Аун Хлайну символические подарки. Гости из России подарили ему два хадака – длинных узких ритуальных шарфа, которые во многих регионах, где исповедуют буддизм, от Тибета до Бурятии, принято вручать в знак почтения, дружбы и благих пожеланий. Хадак белого цвета, который популярен у тибетских буддистов, является символом чистых помыслов и пожелания благополучия. Синий хадак, который особенно ценится в Бурятии, означает вечное синее небо и символизирует гармонию и спокойствие. Старшему генералу Мин Аун Хлайну гости из России вручили оба хадака – белый и синий.

-6

Победить Мару в себе

Во время работ над статуей Будды Маравиджая и обустройства комплекса вокруг него оппозиционные мьянманские политики, уже давно живущие в своем придуманном «революционном» мире, безапелляционно утверждали, что этот комплекс будет всегда оставаться пустым – по их мнению, если его построили военные, то народ туда не пойдет.

Однако, весь август к статуе Будды Маравиджая приезжали жители различных регионов Мьянмы – за это время в буддийском комплексе побывали десятки тысяч человек. Конечно, часть из них оказалась там из любопытства – в самом деле, интересно своими глазами увидеть грандиозную статую Будды, о которой до этого часто сообщали в средствах массовой информации. Но для большинства посетителей паломничество к Будде Маравиджая несло в себе глубокий религиозный смысл. Многие говорили о том, что после этой поездки они укрепили свою веру в будущее процветание любимой страны, у которой после церемонии освящения появился новый защитник от бед.

Именно поэтому статуя Будды Маравиджая – это еще и призыв нынешних властей Мьянмы к своим политическим противникам победить в себе злобного Мару и начать вместе мирно работать на благо и процветание страны. Возможно, фотографии тысяч паломников у новой статуи заставят хотя бы часть нынешних оппозиционеров задуматься, все ли они делают правильно, и не совершают ли они серьезную ошибку, продолжая объявлять себя выразителями воли народа Мьянмы, который, как оказалось, они недостаточно хорошо знают и понимают.

-7

***

Этот текст был написан ровно год назад по просьбе моих мьянманских друзей. Они же отослали его в одно из российских государственных информагентств, с которым у Мьянмы было к тому времени подписано соглашение о сотрудничестве.

Текст этот так и не был этим агентством опубликован, а мьянманцы, по их словам, постеснялись спросить о причине. Видимо, в агентстве решили, что тема большой статуи Будды где-то в далекой стране российским читателям не будет интересна.