Сегодня увлечение татуировками приняло массовый характер, и это часто вызывает негодование старшего поколения, ведь еще насколько десятков лет назад «наколки» чаще делались не столько для украшения, как «со смыслом» или на память – в армии, например. Однако, в России тату для украшения делали и в прошлые века, причем даже коронованные особы. Дракон на предплечье русского императора Николая II выглядит очень современно.
В 921–922 годах в страну русов прибыл путешественник из Багдада — дипломат Ибн-Фадлан. Путешественник описал местных жителей как людей со множеством татуировок. Наши предки, селившиеся по берегам Волги, по его словам, имели множество картинок-оберегов на теле. По словам дипломата, все руки мужчин, начиная от ногтей и до шеи, были покрыты изображениями. Историки считают, что, возможно, для наших предков татуировки действительно были обычной практикой, но делались они не просто так. Каждый рисунок нес глубокий смысл. Наносили на тело татуировки, с скорее всего, особые люди – волхвы. Инструменты изготавливали из кости животных или древесины священных деревьев. Картинки на теле были не только оберегом, они показывали принадлежность человека к определенному роду. После принятия христианства татуировки оказались под запретом. Хотя в некоторых областях на Балканах эта традиция сохранилась до наших дней.
В средние века в Европе татуировки были особыми отличительными знаками моряков – они привозили эти особые «трофеи» из далеких восточных и тропических стран. Царь-реформатор Петр I, перенимая чужеземные привычки, успел обратить внимание и на этот, невиданный в патриархальной России, обычай. По некоторым данным, самодержец сделал себе небольшую татуировку в виде топора на руке и дальше нашел татуировкам необычное практическое применение. По указу царя в 1712 году всем рекрутам, при отправлении их в войска, начали делать особые отличительные метки на запястьях. Техника выполнения, правда, была не слишком гуманной - на левой руке, у основания большого пальца, накалывался крест, а затем в рану втирался порох – результат после заживания был долговечным.
Делалось это для предотвращения побегов молодых солдат из армии. Кстати, с петровских времен вместо каленого железа клейма преступникам начали налагать похожим образом – с помощью особых штемпелей, на которых были насажены стальные иглы, образовывавшие буквы. До 1846 года затирались ранки тоже порохом, а позднее – специально изобретенным в медицинском совете составом из индиго и туши. Культурологи К. З. Трапаидзе и В. Б. Малинин полагают, что именно эти метки стали прообразом татуировок, появившихся позднее в тюремной средe.