Найти тему
Автобезумие

Россию ждет очередное повышения утилизационного сбора: что же станет с ценами на авто?

Минпромторг 15 июля опубликовал для общественного обсуждения проект постановления правительства «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», которым предполагается индексировать утилизационный сбор на широкую номенклатуру колесной и специальной техники. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Предполагаемая дата вступления в силу – 1 октября 2024 г.

Взимание утильсбора в России регламентируется постановлением правительства № 1291. Изначально его брали только с импортных машин, но с 2014 г. распространили и на местных производителей. Для автозаводов в России предусмотрены промышленные субсидии, официально не связанные с утильсбором, но фактически его компенсирующие. Размер получаемых заводом субсидий зависит от уровня локализации. В последний раз сбор на легковые машины индексировали с 1 августа 2023 г., на ряд категорий спецтехники – с 1 июля 2024 г.

-2

Размер утильсбора на конкретный вид техники рассчитывается исходя из базовой ставки и коэффициента, который привязан к возрасту, объему двигателя, массе либо мощности транспортного средства. Например, в 2023 г. была увеличена ставка сбора, тогда как коэффициенты остались прежними. В этот раз правительство, наоборот, решило провести индексацию через коэффициенты для различных видов техники.

В основу проекта Минпромторга легли предложения, которые были ранее представлены отраслевым сообществом, комитетом Госдумы по промышленности и торговле и комитетом Совета федерации по экономической политике, следует из документа. Комитет Госдумы, который возглавляет Владимир Гутенев, в мае предложил правительству проводить ежегодную индексацию утильсбора, начиная с 2024 по 2030 г. включительно для всей колесной техники и большинства наименований спецтехники («Ведомости» писали об этом 15 мая).

Как следует из опубликованного проекта, Минпромторг в целом сохранил предложенную комитетом ГД логику индексации утильсбора с резким его увеличением в этом году и последующим более плавным наращиванием показателя до 2030 г. за исключением электромобилей.

Для них коэффициент (а соответственно, и размер сбора) в 2024 г. останется на текущем уровне (1,63), но вырастет в 20 раз в 2025 г. и в 36 раз к 2030 г., следует из проекта. Таким образом, утильсбор на это наименование техники составит 667 400 руб. в 2025 г. и 1,17 млн руб. в 2030 г. Для сравнения, Госдума в майских предложениях хотела индексировать сбор на электрокары до 1,1 млн руб. уже в этом году.

На наиболее популярную категорию новых легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л сбор в 2024 г. вырастет на 85% до 556 200 руб., а затем еще на 20% в 2025-м, до 667 400 руб. В 2030 г. утильсбор в этой категории транспортных средств составит 1,17 млн руб. Это полностью совпадает с майскими предложениями Гутенева.

На новую коммерческую технику массой 2,5-3,5 т утильсбор в этом году вырастет на 70% до 819 000 руб., в 2025 г. – еще на 10% до 900 000 руб., а в 2030 г. достигнет отметки 1,45 млн руб. Индексация на крупнотоннажные грузовики массой 20-50 т составит 70% в 2024 г. до 3,9 млн руб., в 2025 г. этот показатель вырастет до 4,3 млн руб., в 2030-м – до 6,9 млн руб. На прицепы и полуприцепы сбор в 2024 г. планируется увеличить на 85% до 1,11 млн руб., до 1,33 млн руб в 2025 г. и до 2,34 млн руб. в 2030 г.

Индексация утильсбора рассматривается только в отношении тех видов техники, серийное производство которых освоено на территории России и Белоруссии и способно в достаточной мере обеспечивать запросы внутреннего рынка, отмечается в сообщении Минпромторга к проекту постановления. На сегодняшний день это автомобили и электромобили всех сегментов, прицепы и полуприцепы, грейдеры, бульдозеры, гусеничные промышленные тракторы, погрузчики, катки и самосвалы, поясняет ведомство.

В части строительно-дорожной техники рассматривается возможность индексации с 2025 г. с увеличением ставки на 15% ежегодно, а в отношении экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков – отложенное увеличение сбора не ранее 2026 г. и 2028 г. соответственно, говорится в сообщении. Производство этой техники в России пока что находится на начальном этапе освоения, констатировал Минпромторг.