Формат видеолекций на сегодняшний момент один из самых удобных и востребованных аудиторией канала «TacticMedia». Однако он налагает на авторов и определённые ограничения, поскольку в рассчитанном на 60–90 минут видео просто невозможно рассказать обо всех деталях и аспектах описываемых событий. Цикл лекций О.Н. Киселева «Сражение в «Долине смерти», посвященный окружению советских 18-й и 168-й стрелковых дивизии в Приладожье зимой 1939–40 годов, в этом смысле не исключение. В этой связи Олег Николаевич предлагает своим зрителям небольшой эксперимент, а именно статьи, дополняющие цикл более детальным описанием некоторых событий. Перед вами «пробный шар», если такой формат вызовет интерес у наших читателей, мы продолжим.
В начале января 1940 года действующий в северо-восточном Приладожье финский IV армейский корпус нанес сильный контрудар по растянутому правому флангу советского 56-го стрелкового корпуса, в результате чего к 11 января были отрезаны от снабжения глубоко вторгшиеся на территорию Финляндии главные силы советских 18-й и 168-й стрелковых дивизий, а также 34-й легкой танковой бригады, а штабы 18-й дивизии и 34-й бригады оказались в полном окружении в районе небольшой деревушки Леметти. Замысел финского командования подразумевал и выстраивание новой оборонительной линии по реке Уксунйоки в районе деревень Ууксу и Уома, через которые проходили две главные линии снабжения советского корпуса, а пространство между ними представляло собой обширные территории, покрытые лесами и болотами, на которых были практически невозможны действия крупных масс войск. Таким образом, противник пытался создать линию, требующую минимальных затрат на её оборону, тем самым высвободив главные силы IV АК для других участках фронта.
Наступление финских войск с целью создания внешнего кольца окружения было назначено на 16 января и должно было проводиться двумя т.н. «боевыми отрядами» (Тaisteluosasto). Как правило, такой отряд включал от одного до трёх (в отдельных случаях и больше) батальонов со штабом и артиллерией и предназначался для решения самостоятельных тактических задач. На южном фланге через город Питкяранта наносил удар боевой отряд «Килпа» (Kilрa - Состязание), на северном – боевой отряд «Тиикери» (Tiikeri – Тигр). Но финский план начал сбоить с самого начала. Отряд «Килпа» в ходе ожесточенных боев 16–17 января был остановлен под Питкярантой наспех сформированной группой комбрига К.А. Коротеева. Поняв, что время для прорыва здесь к реке Уксунйоки безнадежно упущено, финское командование приказало с 18 января перейти к обороне в районе Питкяранты. Однако еще оставались надежды на успех боевого отряда «Тиикери» в районе Уомы.
Деревня Уома практически весь декабрь служила главной базой снабжения 18-й дивизии, здесь находился дивизионный обменный пункт и ряд тыловых частей. После того, как в конце декабря финны перехватили дорогу Уома – Леметти в дефиле озер Лаваярви, а попытки деблокировать дорогу успехом не увенчались, начался вывод ДОПа из Уомы, практически завершившийся к середине января. В деревне оставался только пункт боепитания и полковой медицинский пункт 620-го стрелкового полка. Тем не менее, в районе Уомы всё еще стояли достаточно серьезные силы: батальон 620-го СП, усиленный танками и артиллерией, а также рота пограничников. Кроме того, в 4-7 километрах западнее деревни располагались основные силы отряда майора Иовлева – 97-й и часть 620-го полков, а восточнее – штаб 56-го корпуса в Кясняселькя, 82-й танковый батальон, 2-й батальон 4-го погранполка, а также различные корпусные части и части артиллерии Резерва Главного Командования.
Отряд «Тиикери» подчинялся командиру 12-й дивизии полковнику Тиайнену. Силы дивизии к середине января были разделены на две неравноценные части – боевой отряд «Ряйскя» оборонялся на лоймоланском направлении против оперативной группы комбрига Денисова (56-я и 164-я СД), а отряды «Тиикери» и «Тюкки» действовали на уомском, против правого фланга 56-го корпуса. Задачей этих двух отрядов был разгром остававшихся вне кольца блокады советских частей на дороге Уома – Леметти. При этом отряд «Тюкки» до вечера 15 января находился в прямом подчинении командира IV корпуса и только в 18.10 (здесь и далее по тексту время дается по Москве, финское на час меньше) был возращен Тиайнену.
Боевой отряд «Тиикери» был развернут только 15–16 января на базе отряда майора Валкама, с середины декабря занимавшегося диверсионной войной на советских коммуникациях в районе Уома. Кроме уже имевшегося усиленного кавэскадроном 1-го батальона 34-го пехотного полка (I/JR 34), отряд «Тиикери» получал прибывающий I/JR 64 ротмистра Пааволы, несколько подразделений саперов, связистов и снабженцев, а также штаб JR 35 для руководства всем этим. Артиллерия отряда была представлена 8-й батареей 12-го полка полевой артиллерии с четырьмя бывшими российскими противоштурмовыми 76-мм пушками образца 1913 года. Также в составе отряда имелась одна трофейная 45-мм противотанковая пушка, получившая у финнов прозвище «Молотофф». Командовать «Тиграми» оставили майора Валкаму, уже хорошо знавшего особенности района боевых действий. Командиром I/JR 34 вместо него 16 января был назначен ротмистр Маевский. В общей сложности отряд насчитывал около 2 тысяч солдат и офицеров – не то, чтобы очень мощная группировка, но вполне достаточная, чтобы создать крепкую оборону на старых позициях по берегу Уксунйоки, позволив соседнему отряду «Тюкки» начать наступление против остатков 620-го и 97-го полков, растянувшихся вдоль дороги между Уомой и Лаваярви.