Куда пропал Питер Джексон? И как так вышло, что он стал королём сразу двух жанров: трэш-комедий и фэнтези? С премьеры последнего «Хоббита» прошло уже 10 лет, а о постановщике практически ничего не слышно. И вот, Warner Bros. объявили, что по Властелину колец будет снят новый фильм. Самое время поговорить о человеке, который создал величайшую кинотрилогию в истории.
Питер Джексон родился 31 октября 1961 года в Новой Зеландии. С самого детства он увлекался фотографией. А в 8 лет ему подарили видеокамеру, и он начал снимать различные сценки с друзьями и кукольные короткометражки. Одним из первых кукольных фильмом Джексона стал Кинг Конг. Юный Питер попросту переснял один из своих любимых фильмов. И уже тогда он большое внимание уделял спецэффектам. Например, выстрелы он делал, прокалывая плёнку в нужном месте. Спецэффекты стали очень важной частью жизни режиссёра, но об этом я расскажу дальше.
Джексон начинал снимать массу разнообразных фильмов. По его же собственным словам, идей у него было много, и все они были голливудского масштаба, поэтому чтобы добиться результата нужны были деньги и опыт. По большому счёту, он начинал с черных трэш-комедий про зомби и вампиров. Начав работать в газете в 1983 году Джексон смог позволить себе более-менее качественную камеру, и далее, на протяжении четырёх лет он создавал свой первый полноценный фильм — «Bad Tasty» или как он называется у нас...
«Инопланетное рагу».
Никакого сценария у фильма не было, всё придумывалось практически на ходу и снималось по выходным. Актёрами стали друзья и коллеги Питера, ну и сам Джексон также исполнил две роли. В фильме даже есть сцена, где два его персонажа дерутся. В дальнейшем Джексон появляется практически в каждом своём фильме. По сюжету злобные инопланетяне решили делать из людей фаст-фуд, а главные герои противостоят вторжению. Кино делали за копейки. Весь реквизит создавали своими руками: маски пришельцев выпекали на кухне у родителей Джексона, оружие делали из дерева и алюминия. Из этих же материалов мастерили рельсы, штативы и краны для камеры. «Бэд Тэсти» под завязку наполнен абсурдным юмором, чернухой и кровавыми сценами. Джексон стал не только режиссёром и исполнителем главной роли, он также был и оператором, а затем и самостоятельно смонтировал готовый фильм.
Кинокомиссия Новой Зеландии, что-то вроде нашего Фонда-Кино, узнала о съемках и выделила Джексону дополнительный бюджет, так что финал картины снимали уже с размахом. В итоге кино даже получилось отправить на Канский кинофестиваль, а после «Бэд Тэсти» получил прокат в 12 странах.
Дальше был сатирический кукольный фильм...
«Познакомьтесь с Фиблами».
Ещё одна черная комедия, обильно сдобренная так называемым «сартирным» юмором. Слоган — «Кукольный фильм для взрослых, в котором есть что-то, что оскорбит всех! Сценаристкой стала Фрэнсис Уолш — жена Джексона. Начиная с «Фиблов» рабочий дуэт Уолш и Джексона не распадался, позднее Френсис будет писать сценарии ко всем фильмам Джексона, в том числе ко всем «Властелинам колец» и «Хоббитам». Сперва планировали ТВ-шоу, нр нашлись инвесторы, которые выделили средства на полный метр.
Сделаю небольшой оффтоп. Несмотря на куклы и чернуху на экране, кино получилось очень глубоким и продуманным, произведение высмеивает, иногда очень жёстко, много всего, что связано с шоу-бизнесом. Чего стоит только муха-журналист, буквально обедающая в унитазе крупным планом.
Это всё были хоть и хорошие, но всё-таки любительские малобюджетные фильмы. Первая студийная работа Джексона — это… ещё одна черная комедия с элементами хоррора —
«Живая мертвечина»
Сделаю ещё один небольшой оффтоп. Я большой фанат жанра и от «Живой мертвечины» я был в полнейшем восторге. Кино не для всех. Прямо говоря, кино мерзкое. В плане изображения всякого разного на экране, имею в ввиду. А некоторые сцены совсем отвратительные. Я думаю, что, когда фильм вышел, а прошло уже больше 30 лет, это была буквальная революция, не даром кино стало культовым. И даже сейчас эффекты и грим выглядят хорошо. И только на финальную сцену у создателей ушло более четырехсот литров кровезаменителя. Уровень насилия, трэша и угара запредельный. Это очень специфическое кино. Как минимум перед и во время просмотра лучше не есть.
На этом этап черных трэш-комедий в карьере режиссёра завершился. В 1994 на экраны выходит мрачная и психологическая драма «Небесные создания», исследующая темы одержимости, подростковой жестокости и психических заболеваний. Этот фильм основан на реальной истории двух новозеландских школьниц, Джулии Хет и Паулы Халлет, которые в 1991 году убили мать Джулии. Кино сильно выделяется в фильмографии Джексона. Это мрачная драма, отличающаяся реалистичным изображением событий и сложными характерами главных героинь. Здесь Джексон и Уолш получили свою первую номинацию на Оскар: за лучший оригинальный сценарий. Также кино удостоилось Серебренного льва Венецианского кинофестиваля.
«Забытые киноленты» или «Забытое серебро»
Пранк, который вышел из-под контроля. Кино представляет собой псевдодокументалку про великого новозеландского режиссёра Колина МакКензи, который изобрёл цветное кино, звук в кино и в целом был одним из новаторов кинематографа. Из-за личной трагедии МакКензи спрятал плёнки со своими кинофильмами и лишь случайно их нашли спустя пол века. В «Забытых кинолентах» приняли участие множество Голливудских актёров и продюсеров, в том числе Харви Вайнштейн — один из самых влиятельных людей середины 90-х — и все они в один голос восхваляли гений Колина МакКензи. Псевдодокументалку показали по ТВ в Новой Зеландии… А через несколько дней авторы признали, что всё это был розыгрыш. Архивные кадры снял сам Питер Джексон, а затем материал просто состарили.
«Страшилы»
В 1996 году вышел первый Голливудский фильм Джексона с большим бюджетом — «Страшилы». Это ещё одна комедия режиссёра, на этот раз с Майклом Джей Фоксом в главной роли. Кино вышло спорным. Очень многое здесь принадлежит руке не Джексона, а Роберта Земекиса, который был продюсером ленты, а самое главное, фильм провалился в прокате. Однако, дорога в Голливуд была открыта.
«Властелин колец»
Питер Джексон познакомился с творением Толкина благодаря мультфильму 1978 года, а затем, по собственным же словам прочитал всю трилогию за 12 часов. Он был в недоумении, отчего эту историю ещё не экранизировали? В конечном итоге, он решил, что должен сделать это сам.
Режиссёр проделал огромный путь для того, чтобы «Властелин колец» вышел именно таким, каким он хотел. И какой эту историю хотели видеть фанаты. Права на экранизацию режиссёр получил в 1997 году. Сперва Джексон предложил своё видение компании «Мирамакс» и небезызвестному Харви Ванштейну, с которым они познакомились ещё на «Забытом серебре». Тогда студия выделила на съёмки двух фильмов 75 миллионов долларов. Джексон настаивал на съёмках в Новой Зеландии, а продюсеры опасались, что снимать два фильма так далеко от штатов будет слишком дорого… И переписали сценарий сжав всю историю в одну картину. Такого Джексон стерпеть не смог, и ушёл в другую студию. Нью Лайн Синема обеспечила ресурсы на все три фильма.
11 октября 1999 начались съемки. Трилогия «Властелин Колец» буквально изменила кинематограф. Без преувеличения, за 20 лет с момента выхода «Возвращения короля» не вышло ни одного даже близко подобравшегося по размаху и эпику фильма. Ни Гарри Поттер, ни «Пираты Карибского моря» ни другие блокбастеры.
Трилогия принесла Питеру Джексону огромное количество наград и номинаций, только номинаций на Оскар было 30, 17 из которых принесли статуэтки. А кроме этого, режиссёр стал суперзвездой и заслужил большой кредит доверия от голливудских боссов и от зрителей.
«Кинг-Конг»
После «Властелина колец» Питер Джексон решил немного отдохнуть. Ко вселенной Толкина он возвращаться уже не собирался, а вот отдать дань уважения своему любимому фильму детства был настроен решительно. Разработка ремейка Кинг-Конга началась ещё в 1995 году, но тогда Джексон снимал «Страшил», а после переключился на Средиземье. А потом настал Кинг Конг. За работу Джексон получил гонорар в 20 миллионов долларов, до того момента, таких денег режиссёрам никто не платил.
Джексон ещё в детстве снимал короткометражку Кинг Конг, он был большим фанатом оригинального фильма 1933 года. Картина 2005 года стала ремейком старого фильма. Конечно, это был технический и технологический шедевр, который взял три Оскара.
Центром всей истории была огромная обезьяна, поэтому её нужно было сделать живой и настоящей. Джексон решил, что играть царя зверей должен человек. Именно здесь снова появляется Энди Серкис, который уже с успехом исполнил Голлума для «Властелина». Конг также заслужил большую славу и любовь зрителей и заработал в прокате 562 миллиона при бюджете в 207.
«Милые кости»
Следующая значимая работа постановщика — это фильм «Милые кости». Экранизация одноимённой книги Элис Сиболд с Сиршей Ронан в главной роли. Кино показывает жизнь после смерти и рай для детей. «Милые кости» стал самым низкооценённым фильмом в карьере постановщика.
Weta digital
Страстью Питера Джексона на протяжении всей жизни были спецэффекты. Он всегда старался делать настоящие практические эффекты, но в 1993 году вышел «Парк юрского периода», тогда Джексон понял, что будущее за компьютерными эффектами. В том же году Джексоном была основана компания Вета Диджитал, занимающаяся компьютерной графикой. Для съемок фильма «Небесные создания» был специально куплен компьютер, чтобы погрузиться в CGI. Команда добавила в фильм эффекты просто так. Пи Джей в интервью рассказывал, что они буквально просто захотели попробовать и попробовали. В «Страшилках» было задействовано уже 30 компьютеров.
Конечно, спецэффектами для Властелина Колец тоже занималась Вета. В трилогии 2730 сцен с компьютерными эффектами, с учётом режиссёрской версии — 3420. Над созданием мира Средиземья трудилось более пятисот художников по эффектам. Вета же делала и прекрасного компьютерного Кинг-Конга. Позднее наработки нашли применение в и трилогии «Планета обезьян». Компания приложила руку ко многим самым громким блокбастерам Голливуда, в том числе к «Аватару», «Киновселенной Марвел», «Киновселенной ДиСи», «Хоббиту» и многим другим. В 2021 году Джексон продал компанию Вета Диджитал за 1.6 миллиарда долларов.
«Хоббит»
В конце 2006 началась разработка новой трилогии по Толкину. Тогда же из-за правовых споров между компанией Джексона ВингНат Филмс и Нью Лайн Синема Джексона отстранили от работы на «Хоббитом». Конфликт разрешился спустя год, и студия дала добро на съемки двух новых фильмов по вселенной кольца. Джексон стал продюсером, а в режиссёрское кресло сел Гильермо Дель Торо. Препродакшн оказался очень сложным и очень долгим, поэтому Дель Торо ушёл из проекта в 2010. Деваться Джексону было некуда и в октябре он вновь стал режиссёром экранизации Толкина. Съемочный процесс стартовал в марте 2011. А летом 2012 стало известно, что вместо двух фильмов на экраны выйдут целых три больших фильма.
«Хоббит» не повторил грандиозный успех первой трилогии, но это всё равно одно из лучших фэнтези произведений в кино. А денег новая трилогия собрала даже немного больше. Если «Властелин колец заработал» 2.91 миллиарда, то у «Хоббита» получилось собрать 2.94 миллиарда. Правда, и производство Хоббита обошлось почти в три раза дороже.
«Они никогда не станут старше»
Ещё одной важной, но не очень известной работой постановщика стала картина «Они никогда не станут старше». Это документальный фильм 2018 года, который представляет из себя нарезку видео и фото времён первой мировой войны. БОльшую часть кадров смогли качественно отреставрировать и покрасить. Видеоряд сопровождается закадровым рассказом воспоминаний солдат и офицеров, участвующих в войне. Зрителям, по сути, расскажут всё о войне словами самих же участников. О её начале, о общественных настроениях в Британии вначале, походу и после войны. О подготовке солдат. О тяжёлой окопной жизни и о бесконечных полях грязи, где можно было буквально утонуть насмерть. Кино посвящено деду новозеландского постановщика.
Джексон — продюсер и что дальше
Хотя Питер Джексон предпочитал быть режиссёром своих произведений, есть ряд значимых фильмов, где Пи Джей выступил продюсером. Это «Район №9» Бломкампа, «Приключения Тинтина» Спилберга, кстати, очень сложный с технической точки зрения фильм, который делала Вета Диджитал, и «Хроники хищных городов», где Джексон выступил и соавтором сценария.
9 мая 2024 года глава Warner Bros. Discovery Дэвид Заслов объявил, что в 2026 году выйдет новый фильм по вселенной Толкина. Он будет называться «Охота на Голлума» и из названия понятно, о чём будет картина. Режиссёром выступит Энди Сёркис, он же исполнит главную роль, а Джексон станет продюсером и скорее всего одним из авторов сценария. По крайней мере, было объявлено, что сценарий напишут те же люди, что занимались обеими трилогиями.
Джексон, несомненно, внёс огромный вклад в кинематограф и стал одним из величайших режиссёров в истории. Всем пока!