Запрет ходить на природу предки объясняли тем, что можно столкнуться с диким зверем и ядовитыми змеями.
Илья-пророк, память которого чтут православные в этот день, в нашей стране любим, известен и почитаем был на Руси почти так же, как Николай Чудотворец.
На самом деле это первый библейский святой, которому стали молиться на Руси. И храм в его честь был возведен на Руси еще в девятом веке, до официальной даты крещения Руси князем Владимиром.
Гром и молния
Илья-пророк – один из немногих святых, почитаемых христианами, которые появились задолго до появления самого христианства, то есть родился и жил он до появления самого Христа.
Более того, почитается он не только христианами, но также и в иудаизме, и в исламе, и во множестве протестантских сект. Не чужд он был и представителям славянских племен до появления на их территории христианской веры.
С давних пор считалось, что этот день находится под покровительством Громовика – божества, повелевавшего небесными силами. С времен язычества на Руси его именовали то Перуном, то Сварогом, но в конце концов, когда воцарилось христианство, «ответственным» за грозу и сопровождающих ее гром и молнию стал библейский пророк Илия.
Народные приметы на Ильин день имеют отчетливые языческие корни — особое внимание в праздник уделяется погодным явлениям: грозе и грому, который, как верили, посылает на землю сам Святой Илья, чтобы уничтожить нечисть, вылезшую из своих нор.
Славяне считали Илью повелителем дождей, молний и плодородия. Его образ нередко переплетался с образом бога-громовержца. Святому молились об избавлении от засухи и хорошем урожае. А благодаря совпадению праздничных дат Илья-пророк считается покровителем ВДВ в России.
Святой крутого нрава
Существовало поверье, что гром появляется от стука по небесной дороге колесницы, на которой едет пророк Илия. Поэтому день памяти пророка называют «громовым праздником».
Впечатлительный и наделенный буйной фантазией народ представлял себе, как Илья мчит по небу в огненной колеснице и топот копыт мифических коней отдается громом на Земле. Святому этому отводилась в мифологии особая роль – управляя громом и молнией, он мог карать грешников. Крутой нрав святого – ведь молнии порой били в дома, деревья и даже храмы, могли поджечь поле или лес – заставляли набожных людей неукоснительно соблюдать все приметы и традиции этого дня.
Скажем, считалось, что нечистая сила, боясь возмездия от Илии, могла обратиться в домашних животных, поэтому в некоторых российских деревнях во время грозы ни кошек не собак в дом не пускали, опасаясь, что под их видом в дом шмыгнет нечистая сила.
Опасаясь бесовского наваждения, люди в этот день старались соблюдать пост, мазали молоком косяки дверей, зажигали свечку, которую приносили со службы в Страстной четверг.
Самые набожные хозяева сыпали ладан на загнетку печки. При каждом раскате грома или вспышке молнии крестились, вспоминая молитву «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Во время грозы старались не причесываться – иначе Илия мог оглушить в наказание, а то и до смерти забить громовой стрелой.
В практическом плане стремились не держать на столе пустую посуду: ее переворачивали вверх дном или накрывали чем-нибудь. Никто не рисковал во время грозы работать в поле, ведь могло запросто убить, а также ехать верхом или на телеге, прятаться под отдельно стоящим деревом.
Одеваться скромнее, хвалиться поменьше
В народе считалось, что возникший из-за грозы пожар можно погасить с помощью молока от исключительно черной коровы. Как бы то ни было, но в этот день старались не работать в поле, если небо хмурилось и обещало грозу, и вообще держаться поближе к дому.
Но были в этот день и приятные заботы: в некоторых местах 2 августа меняли набивку в соломенных тюфяках, заполняя их свежей, уютно пахнущей хлебом соломой. Пекари пекли ржаной хлеб, пчеловоды качали мед, который в этот день раскупали очень активно.
Существовал запрет на работу в поле – в противном случае суровый святой мог запросто спалить урожай молнией.
Предписывалось в этот день одеваться скромнее и поменьше хвалиться своими успехами – Илья-пророк накажет за излишнюю похвальбу.
Запрет ходить в леса за ягодами, грибами, на охоту, рыбалку и вообще на природу наши предки объясняли тем, что в этот день можно столкнуться с дикими зверями и ядовитыми змеями, в которых, вдобавок ко всему, в этот день вселяется нечистая сила.
Под полным запретом было обыкновенное зеркало – в этот день предписывалось вообще не глядеть в него, особенно пожилым и больным людям. Повсеместно считалось, что 2 августа зеркало может вытягивать жизненную силу смотрящего в него человека.
Ну и главная примета этого дня – запрет на купание в природных водоемах.
Приметы дня на 2 августа:
- какова погода на Илью-пророка, такой она будет на Воздвижение (27 сентября);
- если 2 августа идет дождь, то два ближайших месяца будут холодными;
- если осадков нет в этот день, то их и ещё шесть недель не будет;
- если гром звучит гулко в Ильин день, то пройдёт ливень, если тихо, то и дождь будет тихий.
Считалось, что в Ильин день до обеда лето, а после обеда – осень. В народе говорили: «Илья-пророк два часа уволок», так как 2 августа срок пребывания светила на небосклоне сокращается ровно на два часа от дня летнего солнцестояния.
Дело к осени, хотя впереди ещё весь август.