Привет, дорогие подписчики и гости страницы.
Я получила такое количество просьб о высказывании моего мнения по поводу Тайной вечери, представленной на Олимпиаде, что не удовлетворить их было бы не вежливо.
Не буду врать, сюжет меня не вдохновляет, так как вся эта история тошнотворна от начала до конца.
Но ок, давайте обсудим.
Постараюсь опять говорить максимально просто. Прошу моих учёных коллег меня извинить, но в сети я давно отказалась от филфаковского стиля, который не понимает никто, кроме людей той же специализации. Пост рассчитан на очень широкую публику.
1. Иконография сцены
В истории искусства есть раздел, который называется "иконография". Он описывает визуальные структуры/схемы, которые лежат в основе распространенных классических сюжетов.
Например: Богоматерь Владимирская восходит к типу Богоматерь Умиление (младенец прижимается щекой к щеке матери). Эта икона - шедевр, но существуют и тысячи других, написанных по этой схеме. Они все вписаны в единую иконографическую структуру. Архетип, так сказать. Любая из этих икон узнаваема как "Богоматерь Умиление", идеально воплощенная в образе Богоматери Владимирской.
Во время открытия игр зрителям была представлена сцена, где группа персонажей сидит в ряд за длинным столом. Перед ними стоит еда. Иконографически такая сцена мгновенно определяется как традиционный образ Тайной вечери Христа.
Тайных вечерь было в мире создано десятки тысяч, во всех жанрах. Хоть раз в жизни её каждый гоблин видел. Или хотя бы про неё слышал.
В нашу эпоху самым известным художником всех времен и народов является Леонардо да Винчи. Про него тоже каждый гоблин хоть что-то слышал. А гоблин +1го уровня знает, что Леонардо написал Тайную вечерю. И, возможно, даже её видел на картинке.
Отсылка представленной сцены к иконографической схеме Тайной вечери, кульминацией которой является миланская фреска Леонардо, не может вызывать ни малейшего сомнения.
Самым простым доказательством этого является то, что её узнали все без исключения. Это слишком очевидная референция.
Не узнать её было невозможно.
Предположить, что этого не заметил режиссёр шоу.. ну это как бэ... назвать его абсолютным дебилом без капли образования. Я думаю, что у режиссёра масса проблем, но он точно не дебил. Человек он образованный, хоть и порочный.
Собственно, никто и не собирался отрицать эту референцию. В изначальной программе открытия этот эпизод назывался зазывной игрой слов "La scène de la Cène" (сцена Тайной вечери).
Но жизнь оказалась боХаче. Не всё глобалисту масленица.
2. Что было потом
Олимпийский хэппенинг вызвал много возмущения по миру. Причём возмущались как христиане разных конфессий, так и мусульмане (для них Иисус тоже свят как один из пророков). В США, где вера в Бога достаточно сильна, был большой протест, и крупные рекламодатели стали забирать свою рекламу с игр (а вместе с рекламой и деньги, естественно).
Наши французские организаторы, которые здоровЫ глумиться над плебсом, но бабки хранят у сердца, очень по поводу снятия рекламы расстроились и стали производить всяческие телодвижения на тему "Я не я, и лошадь не моя".
Первой лошадью пошло объяснение, что это была не Тайная вечеря, а Пир олимпийских богов, изображенный неким никому не известным голландским Васей Пупкиным, бессмертное творение которого хранится в музее Манин города Дижона (для людей, не знакомых с географией Франции, объясняю доступно: в местных е..нях).
Мне интересно, был ли хоть один из вас в этом музее:)
Если да, выйдите, пожалуйста, с декларацией в комментариях, я хочу с вами дружить:)
Потому что я абсолютно уверена, что 99,9% из вас никогда там не были и понятия не имели об этом бедном голландском Пупкине, который приобрёл внезапно такую неожиданную известность.
Я в этом музее была! Во-первых, потому что я работаю сейчас гидом и должна знать всё в этой стране. Во-вторых, я люблю ходить во все музеи, даже слишком люблю, моя семья и друзья уже давно в ужасе от моих музеев. Ну ладно, это лирика:)
Так вот, даже при том, что я в этом музее была, этого самого Пупкина с его олимпийскими богами я не помню. Мало ли в каждом музее третьесортных картин.
Судя по всему, после заседания кризисной ячейки команды организаторов открытия, у которых забрали самое святое, то есть бабло, было решено найти что угодно похожее на Тайную Вечерю и объяснить общественности, что "это другое, вы не понимаете ". А что ещё делать в этой ситуации? Больше нечего. Денег-то хочется.
Кто-то из команды эксгумировал нашего голландско-дижонского Пупкина, главным достоинством которого было совпадение его иконографической схемы с Тайной вечерей, но в рамках менее опасной темы, про каких-то там пьющих богов, которых ещё можно прикрутить к Олимпиаде, так как они греческие. Бинго! Премию, наверное, ему дали на радостях.
Это была смелая манипуляция.
Сейчас вам объясню, как она делается. Это достаточно простые техники по типу НЛП.
3. Манипуляция с пресуппозициями
Есть такое понятие в психолингвистике - "фонд общих знаний". Когда вы что-то объясняете, вы не объясняете каждую деталь, иначе вы бы просто не смогли сформулировать ни одно сообщение (лингвисты это называют "пресуппозиция"). Вы опускаете часть информации как очевидную, так как она находится в фонде общих знаний и нет нужды это дополнительно специфицировать.
Например, фраза: "Ой, забыла занести Ире помидоры" предполагает следующие знания вашего собеседника:
- он знает, кто такая Ира
- он знает, что вы по какой-то причине должны были ей отнести помидоры
- он знает, что помидоры - это красные овощи.
Если вы подвергаете сомнению хоть один элемент из вашего взаимного фонда общих знаний, ваше сообщение моментально теряет смысл, и его можно "перелепить" в любой другой форме.
Если вы подставите туда ложную пресуппозицию, с ним можно производить какие угодно манипуляции.
Например, знаменитое "Ты уже перестала пить коньяк по утрам?" - содержит ложную пресуппозицию: "Ты пьёшь коньяк по утрам, и это общеизвестно".
Достаточно внедрить ложную пресуппозицию - и вуаля! Номер сыгран.
Короче, версия про "Как это и почему вы увидели за столом Тайную вечерю Леонардо? Это же Пупкин!!! Вы дураки, что ли? Пупкина не узнали?" - пошла в народ.
Народ, в принципе, легко ведётся на любую ерунду и в себе не уверен. Думает:" Ой, а я ж и правда не знаю Пупкина. А он аж в Дижоне выставлен! Лучше не признаваться, что я его не знал". И прочее в этом стиле.
Фонд общих знаний, позволивший практически любому опознать в показанном нам действе Тайную вечерю, традиционно обобщаемую образом Леонардо, был подвергнут сомнению.
4. Последствия манипуляции
Эта "обезьянья хитрость" у организаторов не удалась. Грубовато сделано и шито белыми нитками для тех, у кого есть хоть зачатки интеллекта. Кислая слишком эта ложная пресуппозиция, только дурак в неё поверит.
Рекламодатели в Пупкина верить отказались и деньги не отдали.
Поэтому вторая кризисная ячейка в панике снесла любые видеозаписи критикуемой сцены (и нескольких других) со всех ресурсов. Теперь это можно найти только в пиратских записях. Ни Леонардо тебе больше, ни Пупкина, ничего больше нет, лишь бы богатые дяди, почему-то вдруг проявившие странную приверженность устаревшим мыслеформам, поверили в белопушистость и кошерность организаторов, которые просто мило пошутили, но не настаивают на почему-то не понравившейся шутке.
5. Последствия для русскоязычного мира
По-настоящему это манипуляция зашла только нашим русскоязычным "цэеуропцам", у которых уже подгорает так, что они даже про фекалии, которые им скармливают, готовы говорить, что это небесная пища олимпийских богов, лишь бы хоть кто-то ещё ими интересовался/кормил.Не буду утверждать, что это платные тролли, хотя одна женщина из Днепропетровска мне тут рассказала, что ей предлагали такую работу за 30 евро комментарий (в перерасчёте гривн на евро). Хорошая работа, черт побери! Если бы у меня такая была, я бы за сутки миллионэром стала:)
Но предполагаю, что это не совсем так. Некоторые делают это по зову сердца, вкладывая весь страх за неминуемое обрушение своей нынешней ситуации в борьбу против этой ни в чем не повинной Тайную вечери. Я бы, конечно, могла острить насчёт того, что никакие ложные манипуляции не указ, если в голове только кость. Но скорее всего речь не совсем не про это.
Это люди, объятые страхом. Они пытаются от него как-то избавиться через действие, например, бесконечный репостинг одних и тех же дебильных скриншотов или повторение заученных клише. За последние дни ко мне в комментарии приходило такое количество этих эллочек-людоедок, которые кроме "Парниша, у вас вся спина белая" (в переводе на современный, варианты: "Вы скрепоносица" или изжеванный юмор - "Ах, вы целый блогер?" и т д), не могли самостоятельно построить ни одной фразы, - что я думаю, что это люди в состоянии шока.
Их жалеть бы надо.
Правда, мне их не жаль. Как они сами любят говорить на своем эллочко-людоедском: жалелка не выросла у меня.
Слишком надоели.
Плюс ещё, конечно, неутомимая секта, живущая по принципу: "Путин ест икру? Назло ему буду жрать фекалии".
Как вы догадываетесь, мнение этих людей не имеет для происходящего никакого значения и по большому счету не волнует никого, кроме своих же, говорящих на том же русском языке. А другие языки у цэеуропцев обычно вне зоны доступа, не считая, конечно, самой нужной фразы "Месье, же не манж па си жур, дай грошей" (украинцы, не расстраивайтесь, это не только про вас, русские либералы в этом преуспевают не хуже ваших вождей).
Прощу прощения за отсутствие позитива. Долго искала его в теме, но не нашла.
Если есть вопросы, с радостью отвечу.
Слово вам, дорогие друзья, старые и новые!
#lola_elistratova #frencheyes #lagushkatv