Георгий Милляр - уникальный и востребованный советский актер театра и кино, ставший известным благодаря ролям "нечисти" в фильмах-сказках Александра Роу. Удивительно, что он справлялся с женскими ролями лучше многих опытных актрис. За свою карьеру Георгий Францевич, который не дожил всего полгода до 90-летия, сыграл более 100 ролей в кино и почти столько же озвучил.
В этой статье мы расскажем о личной жизни актера, который почти всегда жил с матерью. Почему из-за клеветы первой жены у него возникли проблемы с НКВД? Как получилось, что он долгое время избегал женщин и женился второй раз только после 65?
Путь к актерству
Сцена манила Георгия с детства, и чтобы быть ближе к миру театра, он после школы устроился бутафором в геленджикский театр.
Именно на сцене этого театра состоялся его дебют, причем в женской роли. Спектакль "Золушка" собирались отменить из-за болезни актрисы, игравшей главную героиню. Кто-то предложил заменить её бутафором, знающим роль. С тех пор ему стали доверять небольшие роли, а в 1924 году он вернулся в Москву и поступил в школу юных актеров при Московском театре Революции (ныне - "Театр имени Маяковского"). Сначала педагоги не оценили студента с необычным лицом и невыразительной дикцией, но после получения диплома с радостью приняли его в труппу.
Когда Милляру было уже 35 лет, Александр Артурович Роу доверил ему роль Царя Гороха в сказке "По щучьему велению" (1938). С тех пор Георгий стал любимым актёром Роу, и режиссёр даже прислушивался к его советам.
Александр Артурович долго искал актрису на роль Бабы-Яги для фильма "Морозко" (1964); пробовалась даже Фаина Раневская. Тогда Георгий сказал режиссёру:
«Покажите мне актрису, которая позволит сделать себя такой страшной? Гример только отвернётся — она тут же реснички себе подрисует. А я всё стерплю.»
Когда загримированный Милляр появился на площадке, юные актёры от страха разбежались, а Роу был в восторге, что нашёл свою Бабу-Ягу, и неважно, что её сыграет мужчина. Так Георгий Милляр стал первым актёром в СССР, исполнившим роль сказочной злодейки.
Личная жизнь
Сказочные персонажи в исполнении актёра были любимы и детьми, и взрослыми, и никто не мог предположить, что личная жизнь Милляра была далека от сказки. Впервые 30-летний актёр женился в 1933 году на реквизиторе театра Революции Маргарите Самойловой.
Довольно скоро по театру распространились слухи о романе его жены с известным кинорежиссёром. Милляр не хотел верить этим слухам, но когда Рита сообщила ему, что беременна, он был в шоке, так как не мог иметь детей и стеснялся признаться в этом супруге.
Немного придя в себя, Милляр сказал жене:
«Детей у меня быть не может. Так что собирай вещи, милочка, и иди к тому, кто тебя обрюхатил.»
Маргарита была вне себя от ярости. Она решила наказать мужа, скрывшего от неё столь важную информацию и нарушившего её планы. Она стала распространять слухи в театре, что Георгий никогда не интересовался ею как женщиной и, возможно, имеет другие предпочтения.
Коллеги не поверили обиженной Маргарите, так как не замечали за Георгием Францевичем подобных наклонностей. Однако в начале 1940-х известный и всеми любимый актёр всё же оказался в каталажке НКВД из-за сплетен бывшей жены. Его держали там две недели, но вскоре отпустили, так как кроме слов жены никто не подтвердил эту глупость.
С тех пор актёр не сближался с женщинами и продолжал жить в той же комнатке с любимой мамой Елизаветой Журавлёвой. Она ухаживала за своим Гошей до последних дней жизни, не научив его ни готовить, ни вести хозяйство. Когда актёру исполнилось 65 лет, его мамы не стало, и неприспособленный к быту Милляр остался совершенно один.
Вскоре в коммунальную квартиру, где жил актёр, переехала новая соседка-хохотушка с тремя взрослыми детьми. 59-летняя вдова Мария Васильевна пришлась по душе актёру, и он, недолго думая, предложил ей выйти за него замуж.
Женщина была ошеломлена столь неожиданным предложением и ответила:
«Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!» На что Милляр уверенно возразил: «А я не мужчина, я Баба Яга.»
Конечно, пожилые люди не хотели "смешить народ" и устраивать свадьбу, а просто тихо расписались в ЗАГСе. Но в первый съёмочный день фильма-сказки "Варвара-краса, длинная коса" (1969) коллеги во главе с Александром Роу устроили молодожёнам сюрприз: организовали банкет на берегу Москвы-реки.
Георгий Францевич очень ценил свою жену и никогда не повышал на неё голос. Он был добродушным, много шутил и часто своими остротами приводил людей в смущение. За это актёр прозвал себя "Стариком-Похабычем".
Милляр любил выпить и нередко приносил на съёмки портвейн в бидоне или же "баловался" тройным одеколоном. Однако он всегда знал меру и никогда не подводил режиссёра или коллег. Люди пользовались его безотказностью и скромностью, зная, что Георгий Францевич никогда сам не попросит вернуть долг.
Лишь через пять лет после свадьбы супруги переехали из коммуналки на Малой Бронной в выделенную им квартиру. Но особой радости это не принесло: жить им пришлось на окраине, далеко от метро, да ещё и на 18-м этаже.
Удивительно, но звание народного артиста Милляру присвоили лишь на 85-летие, а накануне юбилея актера попросили выступить перед ребятами в концертном зале "Россия". Пожилой мужчина подошёл к мероприятию со всей ответственностью и нарисовал 850 открыток с изображением летящей в ступе Бабы-яги, подписав каждую. Но организаторы повели себя просто "по-свински": отменили концерт, не сообщив об этом Георгию Францевичу...
До своего 90-летия Георгий Милляр не дожил всего полгода. Всенародно любимого актера не стало 4 июня 1993 года. Ушёл он тихо во сне, не сумев побороть воспаление легких.
Безумно жаль, что при жизни талант актера не был оценен по-достоинству. Лишь когда его не стало, поняли, что Георгий Милляр - наше национальное достояние, которому нет равных. Возможно, ему просто завидовали, ведь мало кто мог похвастаться такой популярностью и зрительской любовью.