Найти тему

Малоизвестное начало: Кандинский и Малевич

Говоря о таких художниках начала XX века как Кандинский и Малевич, многие сразу же вспоминают об их революционных исканиях в живописи, однако, не всем известно то, с чего начинали свой путь эти люди. Сегодня я расскажу о раннем творчестве, пожалуй, двух самых известных мастеров начала XX столетия.

В.В. Кандинский

Василия Васильевич Кандинский родился в 1866 году и прожил до 1944. Его отец был представителем старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества. Карьеру художника В.В. Кандинский выбрал достаточно поздно, в возрасте 30 лет. До этого он обучался в театрально-художественном училище, музыкальной школе и на юридическом факультете Московского государственного университета. Вдохновением для такого решения послужила выставка импрессионистов (1896 год, Москва). Так, Кандинский получил образование ещё и в Мюнхенской академии художеств, участвовал в Товариществе южнорусских художников и в выставках «Бубнового валета», разработал свою теорию цвета и оставил огромное наследие.

Самой ранней работой художника можно считать картину «Одесса, Порт», написанную в 1898 году. Уже на ней заметно тяготение мастера к импрессионизму. Ещё сильнее это видно на полотне «Кохель – Водопад I» (1900). Во всем раннем творчестве художника заметна его любовь к свободным пастозным мазкам, однако, например, есть и такие работы как «Воскресенье (древнерусский)» (1904), в которой появляется орнаментальность. А если посмотреть на эскиз к этой картине, то можно заметить, что художник будто бы имитирует мозаику. Похожие эксперименты были в творчестве Рериха и Врубеля. Кандинский также написал «Арабский город» (1905), поражающий изящностью цветовых пятен, легких контуров, насыщенностью оттенков. Есть у него и картина «Русская красавица в пейзаже» (1905) с сильным линеарным началом и изящной работой цветовыми пятнами. В похожем стиле написаны «Пара верхом на лошади» (1906-1907) и «Красочная жизнь» (1907). Они все будто иллюстрации к сказкам, состоящие из дробных мазков, создающих тот самый эффект мозаичности. Далее художник обращается уже к исканиям в цвете, экспериментируя с разными его характеристиками, и формы.

К.С. Малевич

Казимир Северинович Малевич (1879-1935) родился в Киеве в семье шляхтича Волынской губернии. Свою первую картину маслом, «Лунную ночь», художник написал в 16 лет. Молодой человек переехал в Курск и работал там чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. В 1905 году Малевич пробовал поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако, попытка была провальной, и он вынужден был вернуться в Курск. Несмотря на это, вскоре он с семьёй переехал в столицу. Там он сначала работал в студии Ф.И. Рерберга, потом начал принимать участие в выставках Московского товарищества художников, «Бубнового валета», «Союза молодёжи», «Синего всадника» и так далее.

Также как и Кандинский, Малевич начинал с импрессионизма, но им же и заканчивал. Так, из ранних работ стоит упомянуть «Церковь» (1905), «Читающую женщину» (1906). А если говорить о позднем творчестве, то нельзя не сказать про «Трех женщин на дороге» (1930), «На даче». Интересно, что художник специально датировал свои поздние работы концом XIX – началом XX века, а делал он это, возможно, для того чтобы скрыть факт возвращения к старым принципам.

Жан-Клод Макарте даже писал:
«Малевич переделал свой творческий путь согласно логическому (а не хронологическому порядку), реализованному в его трактовке искусства от импрессионизма к супрематизму»

Каждый известный художник с чего-то начинал, пробовал себя в разных стилях, искал свой уникальный язык. Именно богатый художественный опыт помогал всем мастерам прийти к их величайшим открытиям и оставить след в истории.