Сегодня хочу рассказать о книге Мэтью Сайед «Принцип черного ящика. Как превратить неудачи в успех и снизить риск непоправимых ошибок».
Предупреждаю, книга жесткая, эмоциональная, но ее польза может оказаться для вас просто запредельной!
В книге на примерах исследований двух больших индустрий – авиа и медицины (так же смотрят на ошибки в спорте, юриспруденции, науке, технике, и т.д.) – сравнивается как происходит работа над ошибками, и почему процент катастроф, ошибок и неудач постоянно уменьшается в авиа и довольно высок в медицине. А главное, какой образ мышления стоит за действиями одних и других.
От себя добавлю, что часто обнаруживаю у своих клиентов (иногда и у себя тоже) «аллергию» на ошибки и стремление к безупречности.
Все хотят успех с первого раза, хотят быть правыми и уверенными – это ведь устойчивая, «правая», сильная позиция.
В популярной психологии даже фраза такая есть – «ты хочешь быть правым или счастливым?». Подразумевается, что это выбор или/или. С чем я не совсем согласна, но сейчас не об этом.
На самом деле, когда люди хотят быть безупречными, они просто боятся ошибок. Потому что ошибиться в чем-то – это попасть ситуацию небезопасности, когда любой может подойти и тыкнуть пальцем «а вот тут у тебя ошиииибочка, ты плохой!». Т.е. человека, который ошибся – сразу клеймят позором и не разделяют самого человека и его действия (действия можно повторить много раз, изменяя подход, что может привести к множеству разных полезных изобретений, а честь и достоинство человека - это безусловное его право).
Позор – это очень сильное, болезненное, непереносимое ощущение, которое люди не хотят испытывать. Поэтому и накручивают:
- Требование безупречности от себя («здравствуй, перфекционизм!», т.е. бесконечное откладывание начала каких-то дел и попытки заранее подстелить соломки под возможные ошибки).
- Требование безупречности от других. Думаю, отчасти тут работают зеркальные нейроны. Если мы видим боль, стыд и позор другого человека – нам тоже становится больно. Поэтому некоторым так сложно что-то выбрать (пылесос, стоматолога, фильм, еду из меню и др.). Ведь будет плохо или мне («ах, я ошиблась»), или другому («ой, он ошибся»).
- Перекладывание ответственности за результат на других – «ты должен сделать все настолько хорошо, что даже если я ничего делать не буду, все равно должно получиться!» («доктор, похудейте меня, а булки я все равно буду есть. Вы же доктор – давайте, работайте, вы должны!»).
Кстати, именно к врачам наиболее жесткое требование безупречности, на мой взгляд. Ну еще к учителям.
Еще раз, мы плохо умеем делать работу над ошибками, потому что хотим избежать боли!
Но это только картина мира, где ошибка – это боль. Можно поменять ее настройки и иначе относиться к своим и чужим действиям и результатам.
Можно перестать требовать от людей (и от себя тоже) быть безупречными. Перестать себя мучить и обвинять. Научиться выдерживать свои ошибки и перестать их бояться.
Я для себя сформулировала такое правило: «ошибка – это результат, которого не ждали, нужно просто подумать, как получить от него пользу». Регулярно рассказываю его клиентам и добавляю, что бОльшая часть изобретений человечество сделало в результате ошибок, случайно, непреднамеренно. Да что уж говорить, Колумб вообще-то в Индию плыл.
Поищите статьи по запросу «топ-5-10-15-20-… изобретений, сделанных по ошибке». Вы удивитесь! Пенициллин, микроволновка, тефлон, радиоактивность, современная анестезия и даже картофельные чипсы. Продолжать этот список можно очень долго.
Самое сложно – выбраться из ловушки безупречности, уязвимости и вины и научиться мыслить конструктивно.
Сильная книга, очень.