Анри Матисс - французский художник начала XX века, один из главнейших представителей модернизма в истории искусств, основоположник направления фовизма.
Живописец, рисовальщик, гравёр, скульптор - чем только не был увлечён Матисс по жизни. Родился в семье простых рабочих, которые пророчили ему карьеру адвоката, чему он обучался в дальнейшем, и даже работал по специальности. Но недолго. В 21 год Матисс начинает проявлять интерес к искусству. В тот же год он пишет свою первую картину "Натюрморт с книгами" и начинает посещать уроки рисунка в школе Кантена Латура.
Обучение живописи
Дальнейшее обучение живописи Анри Матисса проходит плодотворно: обучается в парижской академии Жюлиана под наставничеством Вильяма Бурго, представителя французского салонного академизма, одновременно берет уроки в вечерней Школе прикладных искусств, попадает в мастерскую к Гюставу Моро, отличавшуюся неакадемическим взглядом на искусство. А в 1895 поступает уже в Школу изящных искусств. А в возрасте 26 лет был принят ассоциированным членом в Национальное общество.
Поиски своего стиля
После долгого обучения и попыток становления художником, Матисс вместе с женой отправляется в рыбацкую деревушку Кольюр. А позже к нему присоединяется Дерен, в творческом тандеме с которым они создают новое направление в искусстве - фовизм.
Этот стиль отличается использованием ярких цветов в живописи, полный отказ от перспективы и светотени. Художники-фовисты отказались от академического рисунка, в котором они не видели смысла. Для них на первое место ставится самовыражение. Само слово фовизм образовано от слова "fauve", в переводе с французского означающее "дикий". И действительно, выставка в парижском Осеннем Салоне в свое время вызвала бурную реакцию у зрителей и критиковали, которые назвали фовистов - "дикими зверя и", а их картины - "оргией цветов".
На Осеннем Салоне Матисс выставил свою картину "Женщину в шляпе".
Выполненая в академической манере, но с применением смелых сочетаний ярких красок, в ней все равно образуется гармония по колориту и композиции. На этом портрете Матисс изобразил свою жену Амели. Сам художник про картину сказал так: "Я создаю не женщину, я создаю картину".
Эта картина принесла художнику небывалую славу, его произведения стали пользоваться успехом у коллекционеров.
На фоне творческого подъема Матисс приступает к следующему большому полотну под названием "Радость жизни".
Естественно, что картину приняли в штыки на выставке в Салоне Независимых. Яркие открытые красные и жёлтые цвета и пространственное искажение вызвали общественный протест и возмущение.
Картина "Танец" была заказана у Матисса коллекционером предметов искусств Сергеем Щукиным.
У картины есть два варианта версий. Одна хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорк, а вторая находится в Эрмитаже.
Щукин заказал у Матисса целый триптих подобных работ: "Танец", "Музыка", и панно, которое осталось незаконченным (сохранились лишь наброски), под названием "Купание, или Медитация".
Полотно "Танец" прежде чем отправиться заказчику в Россию, было выставлено в Осеннем салоне и успело вызвать скандал у французской публики. Заказчика за глаза обзывали сумасшедшим и собирателем декаденского хлама.
Осенью 1910 года Матисс посетил масшатабную выставку исламского искусства в Мюхене. Находясь под впечатлением от увиденного, художник создаёт полотна "Севильский натюрморт" и "Испанский натюрморт". А вернувшись во Францию, пишет целую серию из четырёх картин под названием "Симфонические интерьеры". На которых в изобилие изображены узорчатые ковры, ткани и ширмы с восточным мотивами.
А в октябре 1912 года Анри Матисс в сопровождении Щукина посещает Москву. Став первым самым крупным французским художником того времени ступившим на российскую землю. Здесь он столкнулся с огромным интересом со стороны прессы, но при этом полным отчуждением у представителей местного авангарда.
Картина "Чай в саду"
Эта самая большая картина, написанная Анри Матиссом в годы после Первой Мировой войны. В этом произведении уже виден отход художника от фовизма. Тут изображены модель Матисса Антуанетта Арну, его дочь Маргарита и их собака по кличке Лили, которые отдыхают в резиденции художника в парижском пригороде.
Картина "Красная комната".
Изначально картина имела название "Гармония в голубом", а в Осеннем салоне была выставлена как "Декоративное панно для столовой". Эта картина так же как и триптих была заказана Щукиным.
В этой картине Матисс максимально упростил краски и контуры предметов. И есть странные моменты с пространством: стул изображен в перспективе, а стол и фигура женщины плоские. Но при этом вся композиция подчинена яркому декоративному орнамент на обоях и скатерти.
Картина "Натюрморт с голубой скатертью".
На картине изображена скатерть из так называемой "жуйской ткани", которую изготавливала фабрика Жуи-ан-Жоза под Версалем. Эта узорчатая ткань становится главным действующим лицом в картине, а не сами предметы натюрморта, как это принято считать. Предметы тут выполняют чисто второстепенную роль. Интересный момент, что эта скатерть многократно присутствует на многих работах Матисса. Например в картине "Красная комната" изначально была написана эта голубая скатерть, но позже художник изменил её цвет на красный.
Картина была продана с выставки коллекционеру Щукину. Теперь эту картину можно найти в Здании Главного Штаба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.