Найти тему
КиноПсихолог

Подозрительная деталь, которая всегда выдает хорошего манипулятора

"Ловушка для одинокого мужчины" (1990, реж. Алексей Коренев)

На эту картину я обратила внимание после того, как ее название мелькнуло в комментариях к статье о фильмах с "ненадежным рассказчиком". Можно ли сказать, что такие фильмы всегда манипулируют зрителем? Скорее нет, чем да. Они по-своему увлекательны, интересны, они вызывают любопытство и чаще всего удивляют финалом, но, строго говоря, не за счет манипуляций, а за счет откровенного обмана. Пусть и из благих побуждений, с развлекательной целью, но зрителя всё же просто обманывают.

"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот.
"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот.

В общем-то и главного героя (Николай Караченцов) поймали на правде, благодаря тому, что все остальные его обманывали. Однако были в фильме и моменты, когда персонажи прибегали к манипуляциям. Один такой момент, ближе к середине фильма, практически "выдал" комиссара полиции. Я не буду заявлять, что я оказалась супер-проницательной, и финал для меня оказался предсказуемым. В принципе такие картины с точки зрения психологии рассматривать даже смысла нет – такой отчаянный фарс прямо-таки призывает выключить в себе психолога и просто наблюдать, наслаждаясь легкостью повествования и чередой нелепиц.

"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот.
"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот.

Изящная манипуляция, которую сложно разглядеть

Персонаж Иннокентия Смоктуновского просто прелесть. Его манипуляции, пожалуй, самые изящные. Папаша Мерлуш настолько заинтересован в том, чтобы выпить, что его сложно заподозрить в каком-то ином интересе.

Еще одна слабость бродячего художника – деньги, но и тут он не скрывает своей заинтересованности. Интересы и слабости бродяги не относятся к числу социально одобряемых, но главное – они помогают ему выглядеть зависимым.

Папаша Мерлуш не имеет ни денег, ни выпивки, а Даниэль, главный герой, может ему дать и то, и другое. Смещение видимого интереса, демонстративная зависимость от того, кем хочешь манипулировать – отличные приемы, но вычислить их крайне сложно. Художник почти весь фильм выглядел фигурой случайной и не вписывающейся в общую сеть интриги.

Откровенная манипуляция, которую спасает только харизма

Лже-кюре, персонаж Вениамина Смехова, не особо старался скрывать свою причастность к разыгрываемому представлению. Многие его жесты и действия выглядели провокационными, неуместными, вызывающими... Настолько, что хотелось думать: если бы он манипулировал, обманывал, то постарался бы выглядеть убедительнее... правда же?

"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Лже-кюре Максимен.
"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Лже-кюре Максимен.
– Выпьете со мной?
– Не скажу "нет".

И до тех пор пока "кюре" не начал откровенно распускать руки, лапая и тиская мадам Корбан, он вполне тянул на кого-то, кто случайно оказался запутан в какую-то переделку исключительно из любопытства и благодаря стечению обстоятельств.

"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Лже-кюре Максимен и Даниэль Корбан.
"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Лже-кюре Максимен и Даниэль Корбан.

Таких манипуляторов далеко не всегда можно разглядеть в реальной жизни, потому что их откровенность часто не воспринимается всерьез. Однако их манипуляции часто бывают эффективны – если не за счет мастерства, то за счет харизмы.

Хорошая манипуляция, на которую стоит обращать внимание

Если в самом начале фильма лично у меня комиссар (Юрий Яковлев) не вызывал подозрений, то примерно на 40-вой минуте фильма я уже не сомневалась в том, что он и есть главный манипулятор во всей этой истории.

"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Комиссар.
"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Комиссар.

Хороший манипулятор знает про одну важную деталь и никогда не упускает ее, расставляя сети. И если об этом помнить, можно вовремя увидеть, кто и как пытается вами манипулировать.

Комиссар, по идее, лицо нейтральное. Он заинтересован в раскрытии запутанного дела, но у него нет оснований принимать ту или иную сторону. И месье Даниэль, и его мнимая жена с лже-кюре – теоретически под подозрением. Со стороны всё выглядит так, словно у каждой стороны своя правда, а вот доказательств всем не хватает.

И вот ни с того ни с сего комиссар начинает демонстрировать повышенную лояльность к Даниэлю. Он признает за женщиной статус лже-жены, говорит о ней и кюре как о мошенниках, заботливо успокаивает Даниэля, уверяет его в том, что мошенники сами выдадут себя, сделав неверный шаг. Комиссар выказывает Даниэлю повышенное доверие, печется о его благополучии, предупреждает о необходимости сохранять спокойствие:

– Нервы должны быть в полном порядке! Иначе ваша лже-жена потребует медицинской экспертизы.
– Я успокоюсь, я успокоюсь!

Возникает закономерный вопрос: а с чего бы это всё вдруг? Откуда такое доверие и такая заботливость?

Что нужно было самому Даниэлю? Ему было нужно не так уж много: чтобы ему верили, чтобы в его версии развития событий не сомневались, чтобы комиссар был на его стороне.

Что делает комиссар? Он дает своему собеседнику всё это. Просто так, без оснований, подтверждений и доказательств, априори и авансом.

"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Даниэль Корбан и комиссар.
"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Даниэль Корбан и комиссар.

Ведь хороший манипулятор знает, как поймать жертву на крючок: сначала ей нужно дать то, чего она сама хочет получить. Не давить, не ловить на слове, не угрожать, а... дать желаемое.

Практически любая хорошая манипуляция с этого и начинается: "жертве" дают нечто желаемое. А уже потом получают от нее то, чего хотят сами.

Комиссар по сюжету, конечно – мастер манипуляции. Его паутина действительно была сплетена безупречно (чего не скажешь о паутине месье Корбана).

Что касается реальной жизни, то такой прием тоже можно встретить и в продажах, и в личных отношениях. Даже советы по манипуляциям обязательно включают в себя такой пункт: окажите другому небольшую услугу, а затем сами попросите об услуге (не об ответной, а просто об услуге – другому теперь будет легче на нее согласиться).

"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Комиссар.
"Ловушка для одинокого мужчины", скриншот. Комиссар.

Вариант с услугой кажется мне весьма топорным. Взрослый, психологически зрелый человек понимает, что не обязан отвечать услугой на услугу. Но вот если, подобно комиссару, дать другому человеку нечто более для него ценное... тогда другое дело.

Это нечто ценное не обязательно должно быть материально ценным. Это может быть время, готовность выслушать, благодарность, признание заслуг, восхищение, доверие. И если вы вдруг получаете такие вещи от человека, который не так уж вам и близок, то стоит внимательно понаблюдать за тем, что последует дальше. Ну, или хотя бы задуматься, с чего это вдруг вас так ценно одаривают.