Как произведения Лавкрафта превратились в мощную медиаиндустрию. Интермедиальность на примере творчества американского писателя.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Какое-то время назад я написал статью про творчество Говарда Филлипса Лавкрафта и думал, что к этому автору в рамках своего канала больше не вернусь. Однако не тут-то было.
Об интермедиальности
В современной культурологии и лингвистике существует очень любопытное понятие интермедиальность. Термин относительно новый и стал активно разрабатываться в последние десятилетия. Что он под собой несёт?
Интермедиальность — это особое полихудожественное пространство в системе культуры. Если говорить простым языком disney — выдуманные персонажи, мир, события существуют не только в рамках конкретного произведения, но и переходят в другие. В этом смысле очень характерны примеры японской массовой культуры. По манге (японские комиксы) снимают аниме, делают видеоигры, пишут романы и выпускают различную продукцию в виде статуэток героев, а то и делают тематические парки развлечений. То есть перед нами целая медиа индустрия, основанная на литературно-визуальном произведении. Характерным примером может быть франшиза Pokemon, Dragon Ball, Naruto. Естественно, американцы были первыми в этом вопросе, и Disney с тем мощным потоком медиа аспектов можно считать первым примером интермедиальности в мире.
При этом нужно отличать просто экранизацию или создание видеоигры по литературному или кинопроизведению. Всё-таки подобные культурные явления на интермедиальность не тянут — должен быть значительный масштаб. Поэтому экранизация, например, романа Бальзака "Утраченные иллюзии" 2021 года — это просто экранизация, а та мощная машина, созданная на комиксах Marvel или произведениях о Гарри Поттере и Властелине колец — это пример интермедиальности. Вообще, когда речь заходит о франшизе, мы почти со стопроцентной уверенностью можем сказать, что имеем дело с интермедиальностью. К данной группе примыкает и произведения Лавкрафта, пусть и в более скромных объёмах.
У интермедиальность есть ещё одно интересное свойство. Чаще всего в её основе лежит чистый коммерческий подход, призванный создать индустрию вокруг популярного произведения. При этом первоисточник служит не только основой для последующих произведений, но и становится объектом пристального внимания повторно. То есть выход сериала, фильма или игры по какой-то книге, неизбежно ведёт к возобновлению интереса к первоисточнику.
Ещё одним важным признаком интермедиальности является интертекстуальность. Реминисценции, аллюзии, "чужие голоса", "пасхальные сюрпризы" и другое вплетают текст в гипертекст, а точнее в гипертексты — всех произведений одного автора, всех произведений одного жанра, одного режиссёра, продюсера, кинокомпании, главной роли одного актёра и т.д. Литературоведы и киноведы находят в этом тренды, тенденции, направления, перестраивают законы жанра и стиля, расширяют границы медиа.
Автор и его произведение
Но пожалуй самое интересное в разрезе интермедиальности происходит во взаимоотношении между автором и его произведением. В своё время далеко не все поняли работу Ролана Барта "Смерть автора", однако именно современная культурная парадигма показывает нам живую иллюстрацию идей французского философа.
Сейчас по воле продюсеров и в угоду политической повестке в классические произведения могут быть внесены любые изменения, от которых сам бы автор перевернулся троекратно в гробу. Другой аспект: любой популярный текст, став достоянием толпы, может получить бесконечное число интерпретаций и попыток заполнить оставленные автором лакуны. Эпоха же метамодерна и развития коммуникаций привело к тому, что потребители конечного продукта могут не только оставлять свои отзывы, но и влиять непосредственно на процесс создания. Как крайняя форма — появление фанфиков, где читатели, зрители, игроки сами создают произведения по уже существующим.
Лавкрафтиана
Лавкрафтиана как целое, вышедшая за границы текста, оказалась визуализирована — многочисленными экранизациями, компьютерными и настольными играми. Представители древних рас обрели более или менее стабильный облик. Образ Ктулху стал узнаваемым и даже брендированным. Симптоматично в этом смысле изображение тентаклей почти на каждой коробке с настольной игрой по миру Г.Ф. Лавкрафта, а также на некоторых обложках книжных изданий (как текстов самого Г.Ф. Лавкрафта, так и сборников других авторов по этому миру). Это не только определяет визуальный ряд, но и формально относит к бренду.
Лавкрафтиана строится как гипертекст. При отсутствии ключевого (как правило, романного) сюжета или героя рассказы разных авторов, кинематографические новеллы не содержат явных противоречий. Они могут развивать персонажей, предыстории и следствия произошедшего в историях Г.Ф. Лавкрафта, мифологические приключения, знания о древних расах и космических приключениях, могут комбинировать различные сюжеты и персонажей разных рассказов, что требует от читателя определённого опыта. Без знания рассказов Лавкрафта невозможно понять интриги и масштабов ужаса, охватившего персонажа "Особого шагготского" у Н. Геймана. Любая ссылка на Инсмут (часто встречается в текстах разных авторов) добавляет повествованию готической мистики, но для этого нужно знакомство с лавкрафтовским образом Инсмута.
Игры открывают возможность для контрфактических фантазий. Некоторые рассказы, эпизоды или городские легенды переводятся посредством игры в сослагательное наклонение, тем самым обретают открытый финал (например, произошедшее в "Хребтах безумия" можно переиграть в одноимённом дополнении к "Древнему ужасу" и "Знаку древних"). Но стартовые игровые условия отсылают к тексту: иначе, один играет за персонажа с вживанием в роль, другой – в кидание кубиков. Ряд игр по миру Лавкрафта ("Зов Ктулху", "Древний ужас", "Ужас Аркэма" и др.) получает самостоятельное развитие в виде регулярных дополнений, порой самых причудливых. Так, для системы правил настольной ролевой игры "Зов Ктулху" выпустили набор сценариев "Cathlhu", позволяющее играть за кошек-исследователей (и это вызывает размышления о роли этих животных в творчестве Лавкрафта). Жанр сюжетно-ролевых игр построен таким образом, что открывает возможность для антологического собрания сценариев. "Cthulhu by Gaslight" позволяет игрокам окунуться в борьбу с Ужасом вместе с Шерлоком Холмсом, — что в жанре рассказа делает Нил Гейман. Играть можно вне зависимости от бэкграунда, но читательский опыт — индикатор вживания в роль и атмосферу лавкрафтовского ужаса.
Как читать такой "текст"?
"Как читать Лавкрафта?" требует ответа в духе "Игр в классики". Можно попытаться прочесть именно Г.Ф. Лавкрафта, и тогда вам по пути, предложенному Мэттом Кардином: от биографической статьи к рассказам в порядке создания, а можете окунуться только в мифы Ктулху, или только играть, изредка заглядывая в Википедию. Можно отталкиваться от подхода С.Т. Джоши "Как не читать Лавкрфта (публикация в блоге по поводу "Писем о Лавкрафте"). Можно прочесть его как введение в плоскую онтологию — с обязательным обращением к Д. Триггу и Г. Харману. Лавкрафтиана — интермедиальная франшиза с отсутствующим центром тяжести.
В таких условиях автор умирает, но при этом превращается в бренд, соответствуя современной массовой культуре и парадигме метамодерна. Бренд развивается в соответствии с законами экономической успешности, которые часто противоречат сохранению канона. И это оставляет острой и открытой не только проблему сохранения авторских прав, но и проблему сохранения творческого единства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что интермедиальность ведёт к тому, что первое восприятие творчества Н. В. Гоголя идёт через фильм "Гоголь. Начало", а Ф. М. Достоевского через роман-комикс "Преступление и наказание".
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.