2 Пределы нашего мозга.
«Если бы двери восприятия были открыты, всё было бы так, как оно есть на самом деле … бесконечно». Уильям Блейк
Задача этой части показать, что наш мозг - продукт эволюции, выживания и размножения в конкретном физическом окружении и ограничен в понимании явлений и взаимосвязей за рамками своего восприятия.
Приспосабливаясь к меняющимся условиям обитания, все более изощренным хищникам, все более изворотливым жертвам мозг из поколений в поколения эволюционировал.
Из тысяч или миллионов мутаций, лишь единицы оказывались полезными и особи их поучившие, более плодовитые, более удачливые передавали их потомкам.
Из-за крайней энергозатратности нервной ткани мозг вынужден быть минималистично достаточен в своих функциях.
Даже самые перспективные мутации, но не приносящие пользы «здесь и сейчас», практически не имели шанса закрепиться в потомках.
При весе мозга взрослого человека в среднем 2% от веса тела, на него приходится около 20% от общего уровня метаболизма в состоянии покоя.
Другими словами, мозг имеет предел своим способностям, обусловленный физическим устройством приобретенным в ходе эволюции.
Поэтому, например, собаку нельзя научить арифметике. Нельзя в принципе! Просто потому, что мутации, способствующие «арифметическим» способностям, видимо были не нужны предкам собак, даже если они случайно и появились. Либо польза от них не перевешивала энергозатраты.
Конечно, человеческий мозг намного более совершенен, чем у хвостатых предков. На сегодня, он вообще самый совершенный. Венец эволюции! Но всего лишь продукт эволюционного отбора - в определенном физическом окружении!
Нет ни единой научной причины надеяться, что развитие когнитивных способностей (интенсивное развитие лобных долей) нарушая принцип целесообразности, открыло нам беспредельные интеллектуальные способности про запас.
Увы, согласно неумолимой логике эволюционного отбора мы принципиально ограниченны в понимании окружающей реальности из-за физического строения нашего мозга. И в Мире, частью которого мы являемся, видимо есть понятия и явления, в принципе пока недоступные нашему восприятию и осмыслению.
«Есть целые цивилизации, которые не знали, что вода также имеет твердую форму».
Стивен Кинг
Тем не менее, только недавно (по меркам эволюции) приобретённые когнитивные способности всего лишь немного потеснив древние программы поведения, основанные на эмоциях как побудителях к действию вызвали феерическое, взрывное воздействие на развитие человечества.
Мозг работает по заказу эмоций.
Вильгельм Швёбель
Началось видимо с того, что эти способности потакая животным инстинктам, невольно поспособствовали увеличению численности будущего человечества совсем непропорционально биологическим законам, предписывающим подъесть всю кормовую базу и сократиться в голоде и печали.
Увеличение численности, в свою очередь, ускорило социальную эволюцию - употребление грубиянов в пищу и прочие способы сложного взаимодействия с себе подобными. Появились способы передачи сложной информации - осмысленная речь, появились своды правил поведения – религии. Другими словами, появилась цивилизация.
Цивилизация, понимаемая как стремление индивидуумов, в силу своей биологичности, улучшить свой социальный, материальный, демографический статус, просто не могла не дать старт развитию технологий.
До некоторого порога плотности популяции технологии развивались спорадически. Проще был экстенсивный способ хозяйствования, не способствующий изобретениям.
Например, в такой важной отрасли как транспорт (одомашнивания лошади, IV тысячелетии до н. э.) от нашейной петли до нагрудного ремня (481—221 до н. э.), позволившего использовать почти полную лошадиную силу, прошло около трех тысячелетий,
до хомута, применяемого и сегодня, еще тысяча лет (5 веке н. э.).
А изобретение, изменившее тактику и стратегию военных действий, перекроившее границы половины государств – стремя, вообще, как считается, появилось только в IV веке н. э.
Однако, Земля не во всех местах похожа на райский сад. На севере – снег и холодно, на юге - скорпионы и жарко. А еще горы, океаны, болота, пустыни. В конце концов пришлось уплотняться и уживаться - базары, города, экономика, разделение труда. Последнее принципиально важно в контексте нашей темы.
Разделение труда резко ускорило технологический прогресс. Индивидууму стало выгоднее заниматься единственным ремеслом, накапливая профессиональные знания и опыт, а остальное необходимое выменивая на базаре.
За счет такого распараллеленного, по всем фронтам, добывания знаний цивилизация «рванула» в придумывании технологий. Ставший главным, социальный аспект всё той же биологической эволюции, в дополнение к естественной природной среде обитания, породил стремительно меняющуюся техногенную. Футуристы немедленно вывели экспоненту роста и предсказали технологическую сингулярность.
Но вот незадача - где биологичный, эволюционирующий из поколений в поколения мозг, и где экспонента с сингулярностью?
Наш мозг, продукт выживания предков, в восприятии которых не существовало бесконечностей, многомерных пространств и квантовых явлений, стал способен опираясь на абстракции, еще не понять, но краем глаза заглянуть в недоступную нашему восприятию реальность.
И абстрактность восприятия нами этой «новой» реальности - маркер, что мозги сапиенс на пределе в «гонке» эволюции с технологиями, всего одна из причин, тормозящая экспоненту.
Да что там абстракции - спросите у первого встречного, почему летает самолет? Или как работает сотовый? И вам ответят, набором слов из учебника. Как цитатами из Библии. А если товарищ окажется ученым, например, в области электродинамики, угостите его тремя стопочками коньяка и спросите, что такое радиоволны? Не определение, а по сути? Вы будете удивлены.
P.S. Коньяк должен быть хороший!
Возможно, наши потомки, на раз, в уме будут прокладывать маршрут по складкам пространства, смятого черными дырами. Или в минуту искушения синтезировать молекулярный рецепт для сборки курицы с хрустящей корочкой. Но это будет потом, когда (и, если сложатся условия) эволюционный отбор сформирует соответствующие участки или даже отделы мозга.
Вид Homo sapiens - вовсе не вершина эволюции, и человек будущего будет резко отличаться от современного, и «структуры мозга будут изменены по существу».
Владимир И. Вернадский
Более злободневная причина, ставящая на экспоненте крест – еще не сформировавшийся у человечества, «врожденный», ненасильственный и беспристрастный способ управления распределением труда.
В частности, из-за этого большая часть ресурсов на реализацию сколь-нибудь сложного проекта тратится не на собственно содержательную часть, а на издержки биологического инстинкта доминирования.
Ни один проект в рамках современной цивилизации не возможен без управления сотнями и тысячами специализациями, прямо или косвенно. Даже посадить огурцы на даче! Например, лопату для вашего хобби изготовили инженеры и рабочие на заводе. Станки для завода спроектировали и изготовили другие инженеры и рабочие на других станках, которые в свою очередь... До этого выплавили сталь на другом производстве другие инженеры и рабочие, которые пользовались… ну хотя бы шампунем и фуфайками, которые изготовили… и т.д. и т.п.
А еще, собственность на огород оформили особо бесценные для цивилизации специалисты из БТИ. Сидя в уютном офисе, который построили… Используя… И т. д. и т. п.
Вывод второй части таков.
На протяжении столетий развитие цивилизации и эволюция человеческого мозга шли рука об руку, подталкивая друг друга.
С увеличением плотности человечества, разделением занятости (и дифференциации эволюции мозга), развитие цивилизации кратно ускорилось.
Однако, эволюция мозга процесс биологический, не способный быстро менять базовые, общие понятия, принимаемые как само собой разумеющиеся, базирующиеся в структурных особенностях мозга.
Разрешение противоречия такого уровня не может не сказаться на истории цивилизации и человечества весьма заметной загогулиной.