Найти тему
Entasa

Эволюция музыки в аниме индустрии

Оглавление

Музыка всегда играла ключевую роль в медиа, и аниме не является исключением. От ранних чёрно-белых фильмов до современных многомиллионных франшиз, музыка в аниме претерпела значительные изменения. Мы рассмотрим, как эволюционировала музыка в аниме.

Истоки и Ранние Годы (1950-е - 1960-е)

В далёких 1950-х и 1960-х годах аниме только начинало появляться на экранах. В то время японские композиторы находились под сильным влиянием западной музыки. Это был период, когда многие аспекты японской культуры впитывали элементы западной. И музыка в аниме не стала исключением. В 1963 году вышел аниме-сериал «Астробой». Оркестровая композиция Тацуо Такаи, открывающая аниме, получила признание не только в Японии, но и за её пределами. Опенинг напоминает классические героические темы из западного кинематографа, а также американские военные марши 40-х годов XX века. Это подчёркивает интернациональную природу произведения.

Кадры из аниме «Астробой»
Кадры из аниме «Астробой»

После успеха «Астробоя» аниме стало набирать популярность. Появилось множество замечательных работ, таких как «Принцесса-рыцарь» (1967) и «Кимба, Белый лев» (1965). У этих аниме были свои уникальные саундтреки. Над музыкой для «Принцессы-рыцаря» работал Исао Томита. Он создал саундтрек, в котором классическая оркестровая музыка сочеталась с лёгкими мелодиями, напоминающими музыку из европейских сказок. Исао Томита также написал музыку для аниме «Кимба, Белый Лев». Саундтрек в этом аниме был разнообразным и включал элементы традиционной африканской и оркестровой музыки. Духовые инструменты, скрипки и клавиши отлично сочетались с африканскими барабанными ритмами.

Кадры из аниме «Кимба, Белый Лев»
Кадры из аниме «Кимба, Белый Лев»

1970-е: Эпоха Инноваций

Добро пожаловать в мир аниме 1970-х годов! Это было время значительных изменений и инноваций как в самом аниме, так и в музыке, которая его сопровождала. В этот период аниме стало неотъемлемой частью японского телевидения, обогатившись разнообразием жанров, стилей и, конечно же, музыкальных композиций. Музыка в сериале «Космический линкор Ямато», вышедшем в 1974 году, играла важную роль в создании эпической и драматической атмосферы. Композитор Хироши Миягава создал саундтрек, ставший эталоном для научно-фантастических аниме. Опенинг включает элементы маршей, которые были характерные для 1960-х годов. Оркестровая музыка является основой, но в некоторых сценах можно услышать темы на синтезаторах или грувовую электрогитару. Получилась интересная смесь оркестровой музыки, джаза и рока.

Ещё одним важным сериалом, изменившим представление о музыке в аниме, стал «Мобильный воин Гандам», вышедший в 1979 году. В отличие от традиционных оркестровых саундтреков, композитор Юши Мацуяма использовал много синтезаторов и других электронных звуков, что придало музыке современное и футуристическое звучание. Использование электронных инструментов стало новым словом в музыке для аниме.

Обложка ниме «Мобильный воин Гандам»
Обложка ниме «Мобильный воин Гандам»

1980-е: Золотая Эра аниме

Добро пожаловать в 1980-е — десятилетие, известное как «Золотая Эра аниме». В это время аниме обрело невероятную популярность не только в Японии, но и по всему миру. Благодаря видеомагнитофонам и кабельному телевидению аниме стало доступно более широкой аудитории. В большом количестве выходили сериалы и полнометражные фильмы. Одним из ключевых произведений того времени стал фильм «Навсикая из Долины ветров» 1984 года от студии Ghibli, режиссёра Хаяо Миядзаки. Этот фильм подарил миру не только один из самых запоминающихся саундтреков, но и стал отправной точкой для студии Ghibli. Музыку написал Дзё Хисаиси, который стал постоянным композитором для студии. Его саундтрек стал символом волшебства и чудес, которые ассоциируются с фильмами Миядзаки. Типичная для аниме 60-х и 70-х годов оркестровая музыка теперь сочетается с электронной, которая является мейнстримом. Богатые и сложные оркестровые аранжировки подчёркивают эпические и эмоциональные моменты фильма, а синтезаторы и электронные звуки придают ему футуристический оттенок.

Аниме «Макросс» (1982) отличалось тем, что музыка в нём играла центральную роль. Песни Лин Минмэй, главной героини сериала, стали важной частью сюжета. Они отражали музыкальные тенденции того времени и очень запоминались зрителям. Таким образом, музыка стала активным участником повествования.

1990-е: Эра Экспериментов

В начале 90-х в Японии лопнул экономический пузырь, что привело к значительным изменениям в аниме-индустрии. Создатели стремились предложить что-то новое, способное привлечь как старых, так и новых зрителей.

Многие аниме, особенно те, которые ориентированы на молодёжную аудиторию, стали использовать в своих саундтреках рок и поп-музыку. В пример можно привести «Neon Genesis Evangelion» и «Yu Yu Hakusho».

Кадры из аниме «Yu Yu Hakusho»
Кадры из аниме «Yu Yu Hakusho»

Как и в 80-х годах, в 90-х стала популярна электронная музыка. Примером может служить аниме «Эксперименты Лэйн», в саундтреке которого преобладают мрачные и атмосферные электронные треки.

Мрачное и загадочное аниме «Эксперименты Лэйн»
Мрачное и загадочное аниме «Эксперименты Лэйн»


В этот период стали популярны группы и исполнители, которые специально создавали музыку для аниме. Это помогло разнообразить саундтреки. На ум сразу приходит группа
The Seatbelts - японская блюзовая и джазовая музыкальная группа под руководством композитора и инструменталиста Ёко Канно. С целью создания музыки к аниме «Cowboy Bebop» группа и создавалась.

Группа The Seatbelts
Группа The Seatbelts

Один из самых влиятельных сериалов 90-х годов — «Neon Genesis Evangelion» — известен не только своим сложным и философским сюжетом, но и великолепным саундтреком. Композитор Сиро Сагису создал музыку, которая идеально соответствует мрачной и напряжённой атмосфере сериала. А опенинг «A Cruel Angel’s Thesis», исполненный Ёко Такахаси, стал культовым и остаётся популярным и по сей день.

Аниме с одной из самых загадочных концовок - «Neon Genesis Evangelion»
Аниме с одной из самых загадочных концовок - «Neon Genesis Evangelion»

Музыка в наше время

В 2000-х годах одним из основных жанров, сопровождающих аниме, оставался J-Pop. Песни, исполняемые популярными японскими артистами, часто использовались в качестве опенингов и эндингов к сериалам. Эти яркие и запоминающиеся композиции успешно интегрировались в популярную культуру.

Аниме 2000-х годов часто привлекало более агрессивные и динамичные жанры, такие как рок и альтернатива, чтобы создать атмосферу напряженности и действия. Группы, исполняющие такие композиции, завоевали огромную популярность среди фанатов аниме. Хип-хоп также стал очень популярным. Он не обошёл стороной и Японию. Тексты на английском языке в исполнении японских артистов можно услышать в некоторых опенингах. В качестве примера можно привести песню «BATTLECRY» от Nujabes из аниме «Samurai Champloo» (2004).

В начале 2000-х компания Yamaha создала первый прототип вокалоида. С тех пор технологии значительно эволюционировали, и «синтезированное» пение нашло применение в аниме-индустрии. Вокалоиды, такие как Хацуне Мику и Гуми стали голосами, задающими тон аниме-сериалам. Например, голос Хацуне Мику можно услышать в опенинге к аниме «Black★Rock Shooter».

Если поговорить с любым режиссером, они скажут, что музыка — это пятьдесят процентов фильма. (С) Ханс Циммер.