Словосочетания «токсичный человек», «токсичные отношения» возникли в речевом обиходе сравнительно недавно, хотя само явление существовало всегда. «Токсичный» (вообще, в широком понимании) говорят о чём-то, что содержит токсины, крайне вредные для человека вещества. Употребление внутрь или даже просто взаимодействие с такими веществами способно серьёзно навредить здоровью человека. Иногда вплоть до летального исхода. Так же и общение с токсами – людьми, которых мы называем токсичными. Особенно если это общение длительное и на постоянной основе.
Какие люди воспринимаются нами как токсичные и какое поведение способно нанести ущерб психическому и физическому здоровью? Всё, что заставляет нас испытывать сильный дискомфорт, стресс, сомнения в себе, любые слова (даже выраженные внешне во вполне корректной и вежливой форме), которые воспринимаются как оскорбление и\или унижение, заставляют ощутить боль, токсично.
Понятно, что мы живём не в вате и под стеклянным колпаком, поэтому столкновение с токсами разной степени вредоносности происходит довольно часто и постоянно. Это может быть, например, коллега или – не приведи, Господи – начальник. Я проходила и то, и другое. Что касается начальницы, то мне, как я считаю, в той ситуации помог мой Ангел-хранитель: чисто случайно удалось уйти от самодуRы, по сути, никуда не уходя – просто перешла работать с одной кафедры на другую. Причём не делала для этого ровным счётом ничего. Для себя уже решила, что ухожу. Вообще. Увольняюсь. Но встретила в коридоре хорошую знакомую – зав. другой кафедрой, она, узнав о моих траблах, тут же предложила перейти к ней и очень обрадовалась, когда я согласилась (а уж как я-то была рада…!).
Коллега, с которой мы стали довольно плотно общаться на новом месте работы, начала токсить, как бы «шутя». Знаете, бывают такие шуточки, за которые хочется послать нах или дать в морду – в зависимости от ситуации. Самыми невинными способами задеть меня были комментарии моих покупок или фото, которыми мы обменивались в мессенджере. Что касается одежды, то у нас с ней совершенно разный вкус и стиль, но мне никогда бы не пришло в голову прокомментировать её новые туфли фразой «я такое бы не надела» или юбку – «я такое не ношу». Даже если мне реально не нравится\ я это не ношу \ не купила бы. Просто потому, что вещь куплена не мне и меня никто не спрашивал, надела бы я это или нет. Если я скидывала ей фото своей обновки, в ответ прилетало сообщение с «усмешкой» или каким-то колким замечанием. И такое поведение коллеги было системой. Не общаться или послать токсичку – таких вариантов я не рассматривала. В общем и целом, у нас находилось много тем для общения и точек соприкосновения, где мне было вполне комфортно с этим человеком. Просто, как я понимаю, коллега по каким-то своим внутренним причинам таким образом агрессировала в отношении меня. Чтобы это прекратить, я стала – тоже вроде бы шутя, но жестко – выставлять границы: на каждую попытку токсично шуткануть отвечала. «Я бы не надела такой цвет!» - «А я ТЕБЕ и не предлагаю! Это платье я купила СЕБЕ и мне оно очень идёт))» «В этой шляпе ты похожа на мисс Марпл» - «Спасибо за комплимент, значит, отличные сапоги, надо брать!))» Таким образом едкие замечания постепенно прекратились, а впоследствии даже стали появляться комплименты)).
Знакомая рассказала, что недавно ездила на похороны бывшего мужа – отца её взрослых детей. Расстались давно, но так или иначе общались, растили общего внука, были в курсе событий жизни друг друга. Муж умер совсем еще молодым – 50 с небольшим. У него было больное сердце, но, как считает бывшая жена и дети, ускорила уход нестарого еще мужчины его мать. Они проживали вместе и та ежедневно «пила кровь» из сына, доводила капризами и издёвками. В таких случаях комментаторы часто пишут: это возрастное, у неё началась деменция (всё возможно), это старческий маразм (как вариант), но там всё началось очень давно, когда еще и старости-то никакой не было. И что удивительно: сын умер, а бабка как будто бы воскресла – стала бодрее, энергичнее, даже как бы здоровее. Теперь её опекают внучки, регулярно ездят, навещают, помогают, ну и мать девушек каждый раз выслушивает жалобы на то, как их там «вампирят».
Примерно такую же ситуацию я наблюдала в своей семье в паре «мой муж – его мать». Свекровь не была такой с самого начала. Да, у неё всегда присутствовала некая чудаковатость, навязчивость (выражающаяся в удушающей заботливости и желании влезть во всё), но, скорее, со знаком +. А потом, видимо, жизнь так измордовала, что, незаметно для себя, она поменяла + на -. Есть люди, которые умеют лечить словом, успокаивать душевную боль, восстанавливать гармонию. С ними общаешься – начинаешь себя лучше чувствовать, легче дышать, отпускать обиды и страхи, хотя, казалось бы, никаких «специальных» слов они при этом не говорят… А тут было наоборот: обычными вроде бы словами человек мог довести не просто до гнева – до какого-то дикого животного бешенства, когда почти что начинаешь терять контроль над собой и рассудок. Как тут не вспомнить аналогию с воздействием токсичных веществ? Пока был жив муж, основную «кровь» высасывали из него, хотя и мне доставалось – приходилось быть «буфером», чтобы хоть как-то избавить его от токсичного воздействия. А потом… После его ухода меня не только обвинили во всех смертных грехах, но и сделали новой жертвой токсических атак. Долгое время я терпела, пыталась «подобрать ключик», мучилась ложным чувством вины, а потом в один день прекратила с ней всякое общение: во время телефонного разговора чуть было не умерла – мне так показалось. Была острая боль в области сердца, нехватка воздуха. Сейчас я даже не вспомню, чем именно она меня так довела, да это и не важно. Важно, что после принятого решения вычеркнуть этого человека из своей жизни, у меня как будто каменная глыба с души упала. Бабушку до последних дней опекала её единственная внучка – моя дочь. Я косвенно помогала, конечно, но основное испытание досталось ей. Горжусь, что она смогла выдержать, не бросила, не послала… Хотя много раз хотела это сделать. Я бы поняла и даже поддержала. А мы со свекровью наладили общение буквально за несколько дней до её ухода. Видимо, она уже чувствовала. И это был совсем другой человек…
Почему люди становятся токсами? Почему начинают «жрать» своих близких, «пить у них кровь»? Я не психолог, но уверена, что токсичное поведение – это внешнее проявление серьёзных внутренних проблем. Таких людей очень жалко. С одной стороны. А с другой – те, кому приходится на своей шкуре испытывать токсичность близких, тоже люди и у них могут быть свои, не менее серьёзные, проблемы, комплексы, болевые точки. Как вести себя с токсом? Понять и принять простой факт: серьёзно перевоспитывать, вразумлять, лечить взрослого человека – бесполезное занятие. Если есть возможность прекратить общение или свести его к минимуму, лучше поступить именно так. Если такой возможности нет (например, когда токс – это пожилой родственник, которому нужна помощь и опека), то сделать всё возможное, чтобы защитить себя, укрепить свои защитные механизмы, прокачать их, не давая разрушать свою психику и здоровье. И если невозможно от него «сбежать», то хотя бы на некоторое время найти себе замену: идеально – подключить других родственников, как вариант – найти сиделку\компаньонку (платно). На пару часов в день. На выходные. На неделю раз в пару месяцев… А еще, как мне кажется, в такой ситуации очень важно любить себя и ставить себя на первое место с своей жизни, прокачивая такое важнейшее для выживания качества как здоровый эгоизм.