Найти в Дзене

Как студенты-террористы самолет в Швецию угоняли

Эта история произошла в 1973 году, - в то время о том, как действовать при захвате самолета террористами никто не знал. 2 ноября самолет ЯК-40 готовился выполнить свой рейс по маршруту Москва – Брянск. На борту присутствовало 31 человек: 28 пассажиров, 3 члена экипажа. Иван Кашин – командир самолета, Станислав Толкин – второй пилот, Николай Никитин – бортмеханик.

Сюжетная линия, как в захватывающем боевике, началась разворачиваться за 10 минут до посадки в Брянске. Четверо молодых мужчин, впоследствии оказавшихся студентами, - Виктор Романов, Владимир Жалнин, Пётр Бондарев и Александр Никифоров, достали из багажного отделения ружья и обрезы и объявили пассажирам, что самолет захвачен, всем оставаться на своих местах.
захватчики ЯК-40
захватчики ЯК-40

Шум, который возник в пассажирском салоне, привлек внимание экипажа. Проверить обстановку был отправлен бортмеханик Николай Никитин. Войдя в салон, он понял, что происходит, и буквально за секунду до пули в живот, успел крикнуть экипажу, что самолет захвачен. Прозвучавший выстрел заставил командира экипажа вместе со вторым пилотом заблокировать дверь пожарным топориком.

В это время в салоне самолета началась борьба. Смельчаком оказался один из пассажиров, летевшей с женой и трехлетней дочкой, – Владимир Гапоненко. Он набросился на одного из бандитов, но проиграл в численном перевесе. Втроем им удалось сбить Гапоненко с ног, который, как выяснилось несколько секунд спустя, «родился в рубашке». Одна пуля попала ему в плечо. При следующем выстреле заклинило ружье. Из-за суматохи на борту террористы решили оставить Гапоненко в покое. Перевязать рану ему помогла жена.

В это время захваченный ЯК-40 готовился к посадке в Брянске. Командир Кашин успел предупредить диспетчера о захвате самолета. Но перед самым заходом на посадочную полосу в кабину пилота ворвались террористы.

Они потребовали поднять самолет в воздух и отправить его обратно в Москву. Командиру Кашину пришлось подчиниться.

Одновременно с набирающим высоту ЯК-40 в воздух были подняты несколько истребителей, готовых уничтожить самолет при первой же опасности. Понимая всю сложность ситуации, пилоты попытались убедить бандитов выставить перечень требований и отправить его на землю.

-3

Список террористов оказался довольно скромным: они хотели получить три миллиона долларов и возможность беспрепятственно приземлиться в Швеции. Взамен бандиты обещали отпустить заложников и поделиться информацией о якобы готовящемся захвате самолёта Ту-154.

В аэропорту ситуацию под контроль взял на себя Семён Кузьмич Цвигун - первый зампред Комитета государственной безопасности СССР. Получив все необходимые данные от командира самолета Ивана Кашина, он передал информацию главе КГБ Юрию Андропову, а тот в свою очередь дал добро на посадку самолета в аэропорту Внуково.
Семён Кузьмич Цвигун
Семён Кузьмич Цвигун

Новость о том, что посадка разрешена, на время успокоила бандитов. Они решают, что их требования готовы выполнить. На самом деле ни о каких сделках с захватчиками речи не шло. На земле готовилась операция по обезвреживанию террористов и освобождению заложников.

На тот момент никакой специальной группы по захвату не существовало. В кратчайший срок она была сформирована из сотрудников Министерства внутренних дел и Комитета госбезопасности. Согласно разработанному плану, ЯК-40 должны были отогнать на специальную стоянку и заблокировать самолет, а затем начать его штурм.

Когда самолет доставили на стоянку, первым требованием, которое поступило от террористов, было наполнить бак топливом до отказа. Но самолет начали заправлять только после того, как бандиты отдали раненых. Бортмеханик Никитин был без сознания, а Гапоненко с раной в плече поделился с оперативниками важной информацией: сколько угонщиков на борту и чем они вооружены.

Когда оперативники узнали, что у террористов нет взрывчатки, Цвигуном было принято решение штурмовать самолет. Оперативники пошли на хитрость и сообщили захватчикам, что готовы передать деньги. Ситуация затягивались, а бандиты все больше нервничали.

Наконец в аэропорт доставили 1000 долларов. В портфели, в которой должны были передать наличку, сначала напихали бумаги, а сверху уложили зеленые купюры. Вместе с деньгами в аэропорт прибыла группа захвата от КГБ.

Штурм самолета сразу пошел не по плану. Захватчиков напугал шум снаружи самолета, который бандиты приняли за выстрел. На самом деле это один из бойцов группы захвата неловко повернулся и ударился каской о фюзеляж самолёта.

И все же за деньгами был отправлен Александр Никифоров. Едва он приоткрыл служебный люк, как на него набросился лейтенант группы захвата Александр Попрядухин, но угонщик успел выстрелить ему в грудь. К счастью Попрядухина спас бронежилет.
Александр Попрядухин
Александр Попрядухин

Началась перестрелка, силовики оставили на самолете 19 пулевых отверстий. Следом в пассажирский салон было заброшено несколько боевых гранат со слезоточивым газом. Вспыхнула обивка одного из сидений, и салон наполнился едким дымом. Началась паника, пассажиры бросились бежать к выходу.

По счастливому стечению обстоятельств в этой операции никто серьезно не пострадал. Двое человек отделались легкими ранениями, одному ребенку обожгло порохом ноги. Иван Кашин, наклонившись, чтобы посмотреть в иллюминатор, чудом увернулся от пули, которая в этот момент попала в кабину самолета.

Иван Кашин
Иван Кашин

Главарь террористов Виктор Романов, когда понял, что план побега сорвался и теперь его ждет наказание, застрелился на месте. Александр Никифоров, - тот, который открывал служебный люк, серьезно пострадал при перестрелке и скончался в больнице. На момент захвата самолета Владимиру Жалнину было 16 лет. Его приговорили к 10 годам лишения свободы, - максимальному сроку для несовершеннолетних преступников. В тюрьме он подвергался постоянному унижению, а выйдя на свободу – умер. Петр Бондарев был признан невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую больницу. Правда, через шесть месяцев был из нее выписан.

Александр Попрядухин и Иван Кашин 19 декабря 1973 года в Москве за проявленное мужество были награждены орденом Героя Советского Союза.