Первая мировая война, немного подзабытая в последние десятилетия, вновь будоражит сознание и заставляет задуматься о том, что было бы, если бы… Например, если бы Россия не стала ее участницей. Логичный вопрос — а зачем Россия вступила в войну, и кто ее к этому подтолкнул. Рассказываем, как и почему началась Великая война 1914-1918 годов.
Война привела к огромным финансовым затратам, деградации инфраструктуры страны и дефициту продовольствия, вызвавшему голод и бедность. Нарастающее недовольство экономическими проблемами и действиями царского правительства по их преодолению способствовало падению монархии. В марте 1917 года разозленные рабочие вышли на улицы, началась Февральская революция, в результате которой царь Николай II отрекся от престола. Таковы были последствия участия в войне для России.
Ключевым триггером войны стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня 1914 года в Сараево сербским националистом Гаврило Принципом. После убийства Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с жесткими условиями, рассчитывая на поддержку Германии. Сербия согласилась на большинство требований, но отказалась выполнить ключевые. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии.
Это привело к цепной реакции из-за системы союзов: Россия мобилизовала свои войска в поддержку Сербии. В ответ 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа — Франции. Затем германские войска вторглись в Бельгию, чтобы обойти французские укрепления, что нарушило нейтралитет Бельгии и вызвало возмущение Великобритании.
4 августа 1914 года Великобритания предъявила Германии ультиматум с требованием прекратить вторжение в Бельгию. Когда Германия проигнорировала этот ультиматум, Великобритания вступила в войну против Германии, что ознаменовало начало глобального конфликта.
Что хотели стороны?
То, что Первая мировая война стала войной мировой, оказалось стечением обстоятельств для всех ее участников. Это тот уникальный случай, когда все стороны одновременно готовились к войне и при этом всячески стремились избежать ее разрастания.
Сербы грезили о создании единого государства южных славян в составе Великой Сербии и надеялись, что в их войне с Австро-Венгрией им поможет Россия, а остальные страны не будут вмешиваться.
Австрийцы в свою очередь хотели ликвидировать сербскую угрозу, пока те не оправились от двух подряд Балканских войн, надеясь, что угроза со стороны Германии заставит Россию не вмешиваться.
Германия планировала быстро нанести поражение Франции, чтобы заставить ее согласиться на создание таможенного союза, не считая Россию серьезной угрозой и надеясь на невмешательство Великобритании.
Франция мечтала о реванше за утрату Эльзаса и Лотарингию, надеясь на совместный поход с англичанами и русскими.
Россия планировала решить вопрос с объединением под своей властью всех земель бывшей Речи Посполитой, особенно мечтая о Галиции. Бонусом должен был стать российский контроль над проливами.
Великобритания вообще надеялась остаться в стороне, стремясь избежать войны на континенте, убеждая немцев, что они непременно вступятся за французов, а французов в том, что им не следует ждать помощи против Германии.
То есть изначально никакой великой войны не планировалось. Все будущие участники хотели реализовать свои давние планы, рассчитывая максимум на локальную небольшую войну, продолжительностью максимум несколько месяцев. К длительному противостоянию никто не был готов, и кажется, никто не хотел.
А был ли заговор?
Никакого заговора не было и близко, слишком уж все пошло не по плану ни для кого. Для России стремительное перерастание локальной войны в мировую стало неожиданностью. При этом в памяти российских политиков еще были свежи воспоминания о Боснийском кризисе 1908-1909 годов, когда Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, а Россия оказалась не готова защитить свои интересы в регионе. По сути, это было начало «холодного» этапа Первой мировой, когда началось серьезное противостояние Антанты и Тройственного союза, а будущие начали активную подготовку к военным действиям.
Но могла ли Россия отказаться от участия в войне, и как следствие, сохранить монархию, избежав тех ужасных последствий, которые принесли революция и Гражданская война? Теоретически — да. Однако это означало бы, что империя отказывается от своих интересов на Балканах, и оставляет славянские народы, освободившиеся от владычества Османской империи под рукой Австро-Венгрии, что считалось политически неприемлемым. Подобное решение в равной степени могло подорвать устои монархии и привести к революционным событиям.