Найти тему

«VUCA», мода, оренбургский пуховый платок. Несколько слов о творчестве Анны Советовой.

Автор Ирина Бушухина.

Словосочетание «оренбургский пуховый платок» кажется чем-то очень архаичным, связанным с ушедшими временами. Вещь из далекого прошлого, с флёром бабушкиной дачи, где в старом кресле сидела, как маленький воробышек, сухонькая женщина, с вязаной шалью на плечах, прижав один её конец к щеке и полными любви глазами, смотрела на нас, её внуков. В памяти: городская квартира, настольная лампа под шёлковым абажуром с кистями и бабушка, закутавшаяся в пожелтевшую паутинку, листающая семейный толстый фотоальбом… Было так приятно, тихонько подойти и прижаться щекой к бабушкиному плечу и ощутить ласковое тепло пушистого платка, его запах и услышать: «А это твой дед, видишь?»

С мамой и её окружением пуховый платок как-то не подружился. Это была деталь не их гардероба. С прививкой оттепели 60-х, мамино поколение носило капрон, нейлон, лавсан, кримплен, все виды новых синтетических тканей и пластмассовых технологий. Полированные поверхности мебели и шероховатые обложки «Юности» и «Нового мира» - тактильные ощущения, полученные от нашей беззаботной юности.

Сегодня, сидя за компьютером, размышляют о четвёртой промышленной революции, о том, что искусственный интеллект заменит человека, что доля автоматизации в производстве достигнет 95%... Это время перемен называют миром «VUCA»: периодом неопределенности настоящего, больших изменений, отсутствия ясности значения событий, и сложности в выборе правильного решения. Есть основания полагать, что это нестабильное ощущение нашего сосуществования будет с нами надолго и будет расти со временем.

О наших детях и внуках говорят «поколение Z» - они рождены в эпоху интернета, поколение визуалов, воспринимающее информацию через картинку, поколение, не знающее дефицита товаров. Социологи отмечают, что у них огромное желание выделиться, идентифицировать свою индивидуальность. И происходит это через ценности, заложенные в бренды, вещи с легендами, нежели просто обладание вещами как таковыми. Вместо большого количества вещей приоритет отдается любимым и необычным! Им хочется выйти из мира хаоса и китча! И эти наши родные индивидуалисты при всех своих психологических особенностях поколения выбирают, далеко не в последнюю очередь, комфорт и тихое счастье!

И вот здесь звучат фанфары! История сделала очередной виток и всё возвращается на круги своя. В эпоху автоматизации и роботизации на первый план выходит творчество, как единственная деятельность, которую может продуцировать только человек и на первый план выходят вещи с частичкой человеческого тепла и души. Тренд ценности индивидуальных изделий необычайно востребован. Наши дети хотят чувствовать свою «живость» и идентичность, иметь что-то «твёрдое», на что можно опереться. И как бы не звучало парадоксально, но бабушкин оренбургский платок одна из тех любимых вещей, согретая длинной, длинной жизнью, которая дарит всем те чувства, эмоции и впечатления, которых так не хватает в новом столетии, создает то, особое настроение для нового поколения людей. Пусть этот мир не слишком приветлив в реальном времени, но его можно преобразить…

Новое поколение открывает для себя настоящую аутентичную вещь — оренбургский пуховый платок и адаптирует его под себя. Например, как взорвала инстаграмм российская супермодель Саша Пивоварова, появившаяся на недели моды в Париже в оренбургском пуховом платке вместо юбки…, как много последователей этого образа, появилось в современной России.

Марки модельных домов Ульяны Сергеенко, Беллы Потёмкиной, Анастасии Романцовой воплощают собой дух России, транслируя его на современном языке, и все они были вдохновлены оренбургским пуховым платком, его невероятно декоративными возможностями. В пуховом кружеве наших платков Яна Рудковская, Ксения Собчак, Надежда Михалкова, Жанна Ким… - их обращение к оренбургскому бренду даёт новую жизнь платку, он побеждает время, мы видим актуальность и востребованность его в модной индустрии и как следствие всё чаще видим его на улицах наших городов.

Оренбургский пуховый платок действительно не одно столетие остаётся любимой вещью, давно превратившись в легендарное произведение. Восхищение красотой переходит от одного поколения к следующему, даря чувство спокойствия, уюта и гармонии. Наш платок – волшебная вещь – стоит прикоснуться, закутаться в него - душа раскрывается, сливаясь с его нежностью и теплотой – такое маленькое убежище от этого суматошного мира, такое трогательное стремление почувствовать робкую надежду в защищенности, возможность сбежать из повседневной действительности в нечто воображаемое…

-2

Новое поколение женщин принимает и оценивает оренбургский пуховый платок согласно модным тенденциям, и как бы не были они динамичны и непредсказуемы, все чувствуют в этом рукотворном чуде трогательное сентиментальное сердце, безупречный народный вкус и высочайшее мастерство!

Козий пух, из которого вяжется наш платок, определяет не только практические качества это уникального изделия, но и эстетические свойства –красоту натурального материала, те тактильно-чувственные удовольствия, которыми он одаривает. Интересно наблюдать как человек, гладящий рукой платок, испытывает блаженное оцепенение. Он оказывается такой нежный, мягкий, уютный! И так хорошо тебе, так спокойно, пусть хоть минута удивительного состояния без суеты и хлопот!

В оренбургском пуховом платке изобразительное начало за геометрическим орнаментом. Его композиции, мотивы и принципы формообразования запечатлели связь с древнейшими образами, глубинными слоями народного художественно-поэтического мышления. На протяжении столетий он сохраняется, развивается и совершенствуется благодаря тому, что в оренбургском пуховязании сильна традиционность технологических навыков мастерства. У нас художественная воля вязальщицы, личное творчество строже контролируются и направляются системой навыков и приёмов вязания, общими закономерностями узорной поверхности.

-3

Узор на платке разворачивается со спокойной уравновешенной ритмикой движения. Как бы подвижен и сложен не был линейный рисунок и изрезан силуэт отдельных мотивов, в общей композиции господствует симметрия, порождающая ощущение покоя, устойчивости, вечности.

Основополагающим для оренбургского платка является цвет – белый и серый. Белый цвет - символ любви и красоты, цвет молодости. Серый – цвет серебра, стабильности, положения. В народе говорят: «Терять девичью красоту – отставать от белых лебедей (девиц) и приставать к серым гусям (замужним женщинам)». Поразительно, но, даже рассуждая о цвете платка, можно рассказать о женской судьбе, о целой человеческой жизни!

Нам хотелось этим маленьким отступлением к искусству оренбургского платка показать, что без осознания художественной значимости вещи, без пиетета к такому самодостаточному народному произведению не будет достойного результата.

Фольклорная тема актуальна у многих дизайнеров, для них введение в строгий городской костюм каких-либо национальных элементов смягчает, одушевляет облик сегодняшних горожан, делает жизнь красочнее. В данном случае оренбургский платок имеет своё стилистически узнаваемое лицо и как элемент национальной культуры выполняет знаковую функцию принадлежности вещи к народному искусству. Грамотное соединение оренбургского платка с современными вещами может создать интересный образ с ярким национальным характером.

Анна Советова не вяжет пуховые платки, хотя и родилась в Оренбурге. А вот шьёт с ранних лет. Имеет образование технолога и портного — мастера женского платья и мужского костюма. Она дизайнер, своим творчеством, доказывающий, что оренбургский платок может быть модным. Каким-то особым чувством, а может быть очевидными предпосылками этого страшного «VUCA» и желанием найти себя в этом меняющемся мире, Анна поняла, что нужны креативные проекты с эмоциями, персонификация, что-то конкретное, сделанное только для тебя. Сегодня марка «Анна Советова » известна не только в России, но и за рубежом, она знаковая фигура для Оренбурга, её «Дом пуховой моды» пользуется большой популярностью у жителей и гостей города, её сувениры разлетаются по всем странам и весям.

-4

«Оренбургский пуховый платок – невероятный энергетический кладезь, подлинность - это её слова в одном из интервью - народное творчество аккумулирует то, что люди веками копили. В них «зашит» код их чувств, логика их жизни. Если мы сейчас к этому перестанем обращаться, останется только селфи. В своих работах, пусть языком модной одежды, я хочу привлечь молодёжь, совсем юных модниц, показать им, что их прабабки были «ого-го». Я считаю, что сочетание платка с комбинезоном и кроссовками – это классно!»

Абсолютно ясная и четкая позиция - в полный голос заявлять о том, что при этом бешеном темпе и современном образе жизни есть место оренбургскому пуховому платку! Найти себя в этой жизни, творить во благо себе и окружающим очень непростая задача. Самореализоваться, ощутить полноту счастья от того что ты делаешь, заниматься тем, чем ты действительно хочешь, быть в гармонии с собой, понимая, что твой выбор ценностей правильный – это большая часть успеха Анны и он очевиден.

У неё есть диплом маркетолога, антикризисного менеджера. Большой опыт работы в бизнесе - прогнозирование и креатив, материалы и технологии, разработка и производство, продвижение и продажи, кадры и бизнес. Она не скрывает, что подходит к своему делу не как творец, а как специалист маркетинга. По складу математик, логик, она не терпит небрежности и неточности в самом малом – от шага машинной строчки до размера пуговицы. Всё продумывается и получает свой законченный вид по её выверенному расчету. На своём производстве нужно отвечать за качество.

Её команда – многоголосый хор единомышленников, горячо и преданно влюблённых в платок. Голос и выбор не всегда одно и то же, но она как человек, за которым последнее слово, слышит и ценит каждого, кто работает под её маркой.

В создании коллекции Анна ориентируется на два основных принципа: во-первых, «смогла бы я носить эти изделия в конкретной жизненной ситуации: на работу, встречу, театр и прочее, и во-вторых, желание удивить людей новыми формами использования платка». Нам кажется, что Анна не сказала о третьем принципе в своей деятельности, а он для неё базисный - уважение к прошлому, попытка сохранить истинные ценности, оставить им место в мире технологий, глобализации, функционализма, космополитической идеологии, проповедующей отказ от национальной культуры. Поверьте, это не квасной патриотизм, а убеждение человека, видящего за вещами глубину!

Одна из первых коллекций с использованием пухового полотна посвящалась сказочным и литературным героям. Аленький цветочек, Хозяйка медной горы, Царевна Лебедь, Снегурочка…. Творить в этой области – удовольствие и свобода лишённая каких-либо границ и канонов. Оплечье, пелерины, венцы сказочных героинь вторили узорам русской скани, и это рождалось, благодаря тому, что геометрический орнамент платка соединялся с цветными фактурами тканей, вышивками бисером, бусинами, стразами, формами конструкций. Наряды были наполнены огромным количеством ручного труда. Работая над этой коллекцией, Анна в полной мере ощутила пластические качества вязаной шали, её универсальность и возможность подстроиться под любое решение дизайнера. Сюжет являлся для художника лишь канвой тонкого, обобщенного, органичного художественного решения, вызывающего конкретные ассоциации с темой. Эту коллекцию высоко оценили директора литературных музеев России, приехавшие в Оренбург на семинар. При всей условности, присущей литературной коллекции, специалисты отметили большие декоративные достоинства, эмоциональность, причудливое сочетание разно фактурных материалов с доминирующей пухово ажурной основой, составляющие суть дизайнерского почерка оренбургского мастера. И, пожалуй, главное – искреннее желание быть максимально убедительной в воплощении своих творческих идей. Теперь сказочно-литературная коллекция принадлежит Оренбургскому музею изобразительных искусств. Её экспозиция уже покорила зрителей Музея Аскер в Норвегии, Музея-заповедника М.А. Шолохова в Ростове-на-Дону, музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная поляна» в Тульской области…

-5

В 2014 году у Советовой родилась новая коллекция – «Пуховый шик». Исчезла осторожность и робость первых экспериментальных проб. Она стала свободней и рискованней в своих решениях с материалами - в предложенных моделях есть итальянский крепдешин, шифон, батист, шелк… Расширились поиски новых видов кроя. Рядом с втачным рукавом, появился рукав реглан и цельнокроеный, позволяющий демонстрировать большие фрагменты платка. При этом ей удаётся сохранять своеобразное равновесие модных форм и декоративных платочных вставок. При этом характерные качества оренбургского платка, как вида народного искусства, всё чаще приобретают значение доминанты, той основы, которая придаёт моделям особый специфический, художественный образ. В группе моделей с чёткими ясными прямыми или трапециевидными силуэтами с подчеркнутыми конструктивными членениями пропорций и контрастными соотношениями точное попадание в модные тенденции. Её вещи рассчитаны на современного человека с его потребностями и представлениями о моде и красоте. Платок, безусловно, играет при этом ту особую роль, которая привносит в изделия оригинальные и специфические черты. Благодаря ему, жёсткая конструктивная структура формы смягчается, модели приобретают черты мягкости, женственности, особой пластичности. Настоящий шик - гармония формы, цвета, содержания.

-6

Это было отмечено на фестивале «Национальный костюм в современной моде», который проходил в городе Плёс Ивановской области. Из 30 коллекций, которые представили российские дизайнеры, академики моды отметили семь. Коллекции Анны Советовой получили высокую награду – «Серебрянного феникса» из рук Вячеслава Зайцева.

-7

К трактовке платка в современном костюме проявил интерес Валентин Юдашкин. Кстати, он был первым, кто ещё в 1996 году, показал, что подкладывая под пуховое ажурное вязание цветной фон, можно получить удивительно красивые вещи. В Плёсе произошло знакомство Валентина Юдашкина и Анны Советовой и тут же последовало предложение сделать совместный проект. Предложение было сделано нашей легендарной фабрике пуховых платков, а Анна Советова была связующим звеном: общалась с дизайнером Юдашкина, готовила вещи к примерке, отшивала связанные фабрикой по уникальным рисункам Валентина детали изделий. Десять вещей были сделаны в кратчайшие сроки. Это был колоссальный опыт, который придал Анне ещё большей уверенности в правильности выбора. 8 марта 2017 г. на неделе высокой моды в Париже коллекция была представлена. Сам Юдашкин, удостоившийся множества восторженных отзывов, как о своём авторском решении, так и обо всей коллекции в целом, сказал: "Это уже не платки, это топы, и мы их покрасили, мы изменили цвет, сделали бомберы, свитера, шорты, мы показали - Оренбургский пуховый платок может иметь иную форму."

Анну активно поддерживает Оренбургский музей изобразительных искусств. Музейная новогодняя ёлка с дизайнерскими пуховыми игрушками от Советовой, потрясла не только зрителей, но и удивила, многое видевшее, российское музейное сообщество.

В 2018 году вместе с музеем Анна Советова была участником международного выставочного проекта «Переплетения Истории. Оренбургские платки от Прато до Урала», где на восьми площадках музеев Тосканы развернулись экспозиции платков. В Муниципалитете провинции Прато, в одном из красивейших дворцов был устроен показ новой коллекции Анны Советовой, в которой она виртуозно соединила пуховый платок с casual style. Лёгкие, тонкие фигурки моделей оплетали невесомые, пуховые ажурные платья, сарафаны, кардиганы, жилеты… Они были, как будто окутаны серым туманом, или припорошены белым снегом, рождали ассоциации с изысканной серебряной патиной или винтажными кружевами… Публика овациями встречала каждый наряд нашего дизайнера. Мы были рядом и видели, как бурно реагировали на коллекцию изощренные итальянцы!

Наконец не может не радовать многообразие советовских аксессуаров: шарфы, палантины, шапки, галстуки, бабочки, броши… Пуховые истории могут быть так разнообразны, прихотливы, затейливы.

Ещё одна грань творчества Анны - её фотопроекты. Поиски моделей, знакомство с разными людьми – от младенца до эпатажного студента, от балерины до бабушки на скамейке, – и в калейдоскопе их лиц и обликов она ищет ответ на вопрос, а почему бы не соединить, не попробовать гармонизировать или столкнуть на контрастах несоединимое - оренбургский пуховый платок и возраст, пристрастия, особенности личности. Таких фотоколлекций уже несколько «Пуховый платок в глянце», «От 0 до 90», «Пуховая краса». В каждой из них её собственное видение сюжета и ключевое требование дизайнера – главное действующее лицо – оренбургский пуховый платок.

Вопросов у Анны много. Как найти ту грань, то единственно правильное решение художественного образа в соотношении народного произведения и веяний моды? Какие качества пухового платка можно по-своему интерпретировать и творчески использовать в новых, пионерских решениях? Она найдет ответы и будет продолжать двигаться вперёд, несмотря на неоднозначные условия нашего времени.

В неё верит моё поколение: «Анна, мечтай, вдохновляйся, фантазируй, воплощай! Мы будем долго носить твою дизайнерскую одежду, ведь она практически не выходит из моды!».

Ей верит «поколение Z», делясь в соцсетях мыслями о её коллекциях, находя такие удивительные слова: «Когда ты держишь в руках легенду, культурное наследие, энергетику чьих-то увлечённых, талантливых рук - это одушевляет изделие и воодушевляет на ответное творчество. Всё, что рождается в руках Анны Советовой - до мурашек, с трепетом и огромным уважением! Интеллектуальная… нет, не одежда..., - творения, с подтекстом, с характером. Это наше, семейное, от далёких предков трансформированное в настоящие шедевры высокой моды!» Новое поколение восхищается, продолжает и что очень радует, предлагает своё: Дарья Алёхина, выпускница кафедры дизайна ОГУ, представила в 2018 году дипломную коллекцию «Призрачная нить», выполненную на основе оренбургского пухового платка. Пусть и для неё платок станет оберегом в жизни и увлечённостью в творчестве!

Народное искусство - источник неиссякаемый, а жизнь преподносит нам постоянно то новое, что позволяет рассматривать народные традиции как основу вдохновения художников, мастеров костюма, как непреходящую, постоянно развивающуюся и обогащающуюся линию в российской культуре. Яркое тому подтверждение творчество Анны Советовой. Русский костюм со своей многовековой историей не умер, он продолжает жить и меняться в коллекциях отечественных дизайнеров, где у каждого своя особая мелодия, а вместе - гимн великому национальному достоянию!

-9