- Услышав об этой болезни «матери обыкновенно приходят в ужас: их воображению рисуются страшные язвы, прободение кишок, прогрессирующее истощение,… и, наконец, смерть, витающая над дорогой головкой…» - такими словами начинается статья Г. Гаврилова под редакцией профессора Н. И. Быстрова «Брюшной тиф у детей», опубликованная в журнале «Народное здравие» 29 апреля 1901 года.
- С тех пор подходы к лечению и профилактике заболевания претерпели кардинальные изменения, однако и сегодня брюшной тиф продолжает оставаться инфекцией, представляющей угрозу для жизни. Урбанизация, изменение климата, устойчивость бактерий к антибиотикам способствуют его распространению в мире.
Услышав об этой болезни «матери обыкновенно приходят в ужас: их воображению рисуются страшные язвы, прободение кишок, прогрессирующее истощение,… и, наконец, смерть, витающая над дорогой головкой…» - такими словами начинается статья Г. Гаврилова под редакцией профессора Н. И. Быстрова «Брюшной тиф у детей», опубликованная в журнале «Народное здравие» 29 апреля 1901 года.
И, действительно, еще в начале 20 века, брюшной тиф был повсеместно распространенным заболеванием и уносил миллионы жизней. И хотя причина болезни – тифозная палочка уже была известна, но воздействовать на нее еще очень долгое время не представлялось возможным. Лечение и у детей, и у взрослых было направлено на ослабление симптомов и укрепление сил больного, для того «чтобы обеспечить ему победу в борьбе с болезнью».
Так как главным симптомом являлась лихорадка, то, прежде всего, заботились о понижении высокой температуры, истощающей силы больного. Для этого прибегали к жаропонижающим или к воздействию холодной воды. Из жаропонижающих обычно назначали средние дозы сернокислого хинина или салицилового натра. Холодную воду использовали в виде компрессов на голову (8–10°), обмываний всего тела (15–18°), в виде влажных обертываний (22–24°) и постепенно охлаждаемых холодных ванн (назначали преимущественно взрослым, детям только в тяжелых случаях и под наблюдением врача).
Для ослабления другого частого симптома – бронхита – прибегали к отхаркивающим средствам, самым распространенным из которых была ипекакуана, средство растительного происхождения. В больших дозах ипекакуана вызывала раздражение слизистой оболочки желудка и приводила к рвоте, за что и получила свое второе название «рвотный корень».
Для укрепления сил больного и оживления ослабленной сердечной деятельности врачи, «вооруженные специальными знаниями», назначали пациентам черный кофе, коньяк, крепкие вина (бордо, токайское), а также разные эфиры и камфору. Весьма важным лечебным фактором признавали хорошее питание. Пищу рекомендовали исключительно жидкую – бульон или молоко частыми малыми порциями. Считалось, что такая пища представляет наименьшую опасность для предполагаемых кишечных язв. Переходить к твердой пище можно было только в конце периода выздоровления: постепенно, начиная с яиц всмятку, куриного мяса, телятины и жареной говядины.
С тех пор подходы к лечению и профилактике заболевания претерпели кардинальные изменения, однако и сегодня брюшной тиф продолжает оставаться инфекцией, представляющей угрозу для жизни. Урбанизация, изменение климата, устойчивость бактерий к антибиотикам способствуют его распространению в мире.
Узнать подробнее об истории лечения брюшного тифа и мерах его профилактики посетители Военно-медицинского музея могут на выставке «Брюшной тиф – зловещий спутник человечества», а 9 августа в 15:00 посетить кураторскую экскурсию научного сотрудника музея Софьи Гырдымовой по этой выставке.