Латинское слово matrix имеет множество значений. Это и ʻматкаʼ, и ʻствол, из которого произрастают ветвиʼ, и ʻпраматерь, родоначальницаʼ, и ʻисточник, первопричинаʼ, и ʻархивʼ. Конкретные вещи с содержанием, выраженным в знаке. И чем больше у знака значений, тем шире простор для смысла. А какой же смысл в «Матрицу» вложили Вачовски? Вспомним слова Морфиуса: «Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду – что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях. С рождения в тюрьме, которой не почуешь и не коснёшься. В темнице для разума» <…> «Матрица – это система, Нео. Эта система – наш враг».
Складывается впечатление, что изначальные значения слова matrix перевёрнуты, что причина подменена следствием. Или нет?
По Фреге, смыслы, отрываясь от предметов-значений и слов-имён, образуют объективную реальность – Третье Царство (Drittes Reich). Меняется мир и отражающий его язык – но только не смыслы. Означение смысла или его понимание – это извлечение чего-то из сферы бытия в сферу языка, и это происходит вне зависимости от времени и места. Да, это вам не "Фауст" Гёте... Или нет? Вспомним диалог из второй части «Фауста», что предваряет путешествие героя [через «кроличью нору»] за Еленой – туда, где нет времени и места, где "матери" и – "ничто", в котором Фауст "всё найти мечтает". Это ли не Матрица?
Не думаю, что Вачовски вдохновлялись Гёте. Но это не играет никакой роли: смысл находит выход в творчестве не вследствие начитанности творца, и даже не по мере его дара, а только лишь благодаря наличию у читателя ключа.
Ф а у с т
(с воодушевлением)
С ключом в руке, отважно, с силой новой,
Я ринусь вглубь, на подвиги готовый!
М е ф и с т о ф е л ь
Пылающий треножник в глубине
Ты наконец найдешь на самом дне.
Там Матери! Одни из них стоят,
Другие ходят или же сидят.
Вкруг образы витают там и тут, –
Бессмертной мысли бесконечный труд,
Весь сонм творений в обликах живых.
Они лишь схемы видят; ты ж для них
Незрим.
Что это за "матери"? А вот они.
Так-то она одна, но в трёх лицах. Геката, богиня и администраторша Oracle Database (этой вашей Матрицы).
Или вот такое исполнение.
Виктор Васнецов – "Три царевны подземного царства".
Информация из Вики: "В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами».
Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменён сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля. Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения".
Члены правления всё-таки закончили гимназии, то есть получили классическое образование, которое помогло им понять – что за "сказку" им предложили купец и мастер. А предложили им ту самую Гекату, богиню мрака, ночных видений и чародейства, что изображалась с трёмя телами, означающими три фазы Луны. Тёмненькая ипостась с огоньком – Персефона, владычица подземелья; она же – Либерти с факелом, мать Deep-state'а, очаровывающая дураков.
Ну а если вспомнили о Персефоне (Прозерпине), то как не вспомнить Пушкина! Он же пророк.
"Прозерпина"
Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат,
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из аида бога мчат.
Вдоль пустынного залива
Прозерпина вслед за ним,
Равнодушна и ревнива,
Потекла путем одним.
Пред богинею колена
Робко юноша склонил.
И богиням льстит измена:
Прозерпине смертный мил.
Ада гордая царица
Взором юношу зовет,
Обняла — и колесница
Уж к аиду их несет;
Мчатся, облаком одеты;
Видят вечные луга,
Элизей и томной Леты
Усыпленные брега.
Там бессмертье, там забвенье,
Там утехам нет конца.
Прозерпина в упоенье,
Без порфиры и венца,
Повинуется желаньям,
Предает его лобзаньям
Сокровенные красы,
В сладострастной неге тонет
И молчит, и томно стонет…
Но бегут любви часы;
Плещут волны Флегетона,
Своды тартара дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро мчат его назад.
И Кереры дочь уходит,
И счастливца за собой
Из Элизия выводит
Потаенною тропой;
И счастливец отпирает
Осторожною рукой
Дверь, откуда вылетает
Сновидений ложный рой.
1824 г.
"Сновидений ложный рой..." Тоже ведь о Матрице написано.