Думаю, что коррекционные специалисты и родители детей с особенностями развития не раз сталкивались с термином "сенсорная интеграция". Что же это такое? Попробую объяснить простыми словами.
Сенсорную интеграцию можно рассматривать и как естественный процесс обработки мозгом полученной информации, и как терапевтический метод (если есть нарушение и требуется вмешательство). Сегодня мы поговорим о первом.
Небольшая историческая справка. Термин был введен в 1963 году эрготерапевтом из Калифорнии Энн Джин Айрес. Автор предположила, что трудности обучения у детей могут быть связаны с нарушением обработки сенсорной информации. Путем проб и исследований она разработала стратегии диагностики и вмешательства, которые сохраняют актуальность по сей день. Можно заметить сходство зарубежной методики с теорией и практикой отечественной нейропсихологии, основоположником которой является Александр Романович Лурия. На мой взгляд, оба направления развились из единой теоретической базы и имеют много общих практических наработок. Поэтому занятия с нейропсихологом включают в себя элементы из терапии сенсорной интеграции.
Рассмотрим процесс восприятия и обработки мозгом информации. На поверхности нашего тела расположены рецепторы, которые фиксируют раздражители окружающего мира. Например, рецепторы зрительной, слуховой, тактильной систем. Рецепторы лишь регистрируют сигнал, как секретари.
Сигналы отличаются по модальности. Выделяют:
🔸 зрительный,
🔸 слуховой,
🔸 тактильный (ощущения от взаимодействия с кожей - прикосновение, давление, тепло, холод и т.п.),
🔸 вестибулярный (информация о положении головы и тела в пространстве),
🔸 проприоцептивный (информация от мышц, суставов и сухожилий),
🔸 обонятельный,
🔸 вкусовой сигналы.
Все это сигналы из внешней среды. А раздражители из внутренней среды организма фиксируются интерорецепторами. Они собирают информацию о состоянии внутренних органов.
Рецепторы образуют периферический отдел сенсорных систем.
При нарушении работы на уровне периферического отдела возникают грубые ошибки сортировки сигналов. Например, снижение физического зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п. Сенсорно-интегративная терапия в этих случаях бессильна. Рецепторная поверхность может быть повреждена (например, при ожоге участка кожи и потери чувствительности в этой области) или количество рецепторов сильно снижено (к примеру, из-за генетических мутаций).
От рецепторов сигнал передается по проводящим путям - нервам. Нервные волокна образуют проводниковый отдел. Он выполняет роль курьерской службы - транспортирует информацию. Нерв, как провод электрического прибора, может обрываться или быть неизолированным на некоторых участках. В результате посылка не доходит вовсе или часть данных утрачивается по пути к мозгу. Сенсорно-интегративная терапия не поможет.
Если же все проходит благополучно, то сигнал достигает центров мозга - центрального отдела. Начинается его обработка. В ней можно выделить 2 стадии:
🔸 обработка подкорковыми
🔸 и корковыми структурами.
На уровне подкорки происходит фильтрация сигналов: важная информация отделяется от фонового шума. Иначе коре пришлось бы справляться с лавиной информации и тратить ценные ресурсы на анализ несущественных условий задачи. Главным образом, фильтрацией занимается таламус. Через него проходят все сенсорные потоки, кроме обонятельных. Последние сразу достигают коры. Можно визуализировать процесс в виде воронки: у турникета собралась толпа, но проходят только те, у кого есть пропуск.
Пропуском может быть сила сигнала (крик на фоне шепота; яркий свет или насыщенный цвет; сильное давление на кожу и мышцы и т.п.). Свойства, привлекающие непроизвольное внимание, активно используются при создании рекламы.
Пропуском также является новизна информации. В последнем случае запускается ориентировочная реакция "Что такое?" Она значима для выживания и быстрого реагирования на резко изменившиеся условия. Чтобы оценить, дошел ли сигнал до подкорковых структур, можно спровоцировать ориентировочный рефлекс. Когда ребенок свободно играет, постучите чем-то позади него. Так, чтобы это звук был громким и внезапным. В норме человек оборачивается к источнику сигнала или, как минимум, прерывает свою деятельность и настораживается. Аналогичным образом запускается реакция на динамический объект: человек направляет взор в сторону упавшей с полки книги или оборачивается на кошку, которая резко вскочила с места. Эти знания можно использовать в работе с детьми со сложной структурой дефекта: задействуем непроизвольное внимание для построения произвольного. Вовлекаем ребенка в процесс, будто опытные маркетологи, сражающиеся за внимание потенциального потребителя. Но сейчас не об этом.
Еще таламус охотно пропускает сигналы, связанные с выполняемой задачей. Например, во время поиска предмета в комнате активируется зрительное внимание; при прослушивании аудио-сообщения - слуховое. Внимание логопеда настроено на дефекты речи. Внимание стилиста - на одежду и аксессуары. Или, когда мы увлечены чтением, окружающий нас мир будто перестает существовать.
Пройдя пост первичного досмотра, сигналы направляются в кору. Причем информация определенной модальности достигает специализированных зон коры. Например, зрительные сигналы обрабатываются затылочной корой, слуховые - височными отделами. На уровне коры реализуется такая высшая психическая функция, как восприятие: зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и т.п. В нейропсихологии существует схожее понятие - гнозис. Это процесс восприятия и узнавания информации: оранжевый, круглый, шершавый, увесистый, ароматный - апельсин!
Если нарушена работа вторичных полей коры, то страдает гнозис. Это состояние именуется агнозией. При нарушении цветового гнозиса (цветовая агнозия) человек не может различать основные цвета либо их оттенки: розовый, лиловый, малиновый, красный и т.п. При нарушении зрительного гнозиса - не может опознать предмет по его контуру, выделить предмет из фона или узнать картинку, если она перечеркнута. При нарушении тактильного гнозиса - не способен точно локализовать прикосновение. При нарушении стереогноза - не опознает предметы на ощупь с закрытыми глазами.
Посмотрите на картинку ниже. Что запечатлено на фотографии? Думаю, вы можете описать увиденное: на переднем плане что-то темное, округлое, у него будто бы есть глаз и рот... Но узнавания объектов не происходит. Вы не можете быть уверены в ответе. Так видит изображения и предметы человек с грубо нарушенным предметным гнозисом.
Конечно, человек узнаёт предмет или явление, получая информацию по разным каналам восприятия. Видит красную небольшую ягоду, чувствует ее аромат и вкус и понимает клубника это или малина. Для полноценного анализа нужна интеграция сигналов в единый образ. Этот этап не что иное, как сенсорная интеграция!
Сенсорная интеграция - это обобщение сигналов разных модальностей в единый образ объекта.
Процесс сенсорной интеграции связан с совместной работой разных зон мозга. Создание ассоциаций - мыслительный процесс. Следовательно, сенсорная интеграция тесно связана с развитием мышления.
Вычленение определенных сигналов (не звуки за окном, не шум стиральной машины, а только голос лектора на экране ноутбука) - это анализ. При несформированной операции анализа ребенок не фокусируется на предмете, он откликается на все побочные раздражители. Образы объектов окружающего мира не формируются и не закрепляются в памяти.
Как создается образ? Ребенок видит объект, который взрослый именует зайцем. Это может быть игрушка, заяц в зоопарке, персонаж сказки, мультфильма и т.п. Мозг запоминает свойства объекта и сравнивает их между собой. В результате постоянные составляющие отделяются от изменчивых. Например, заяц может быть серым или белым, игрушечным или реальным, с морковкой или без нее (происходит абстрагирование), но есть признаки, которые присущи абсолютно каждому зайцу. Например, длинные уши и тело определенной формы.
Если образ выстроен, ребенок верно назовет объект даже по его схематичному и упрощенному изображению.
И сможет опознать образ по мельчайшей детали. Когда он услышит "заяц" или увидит его, он тут же припомнит всю сопутствующую информацию, которая может пригодиться для взаимодействия с объектом.
Чтобы сравнивать объекты и иметь возможность строить обобщенный образ, необходимо сохранять информацию в памяти. Если архив пуст, то сопоставлять не с чем. Не произойдет синтеза - сличения ранее увиденного и нового образа. То есть слабая память негативно отражается на сенсорной интеграции.
Хранение множества образов требует систематизации данных. Начинается этап категоризации - выбора подходящего "ящика" и "шкафа", чтобы информацию можно было легко припомнить. Для этого мозг должен находить взаимосвязь разных объектов. Ребенку нужно овладеть лексическими группами: транспорт, одежда, мебель и т.д. Это названия "полок" архива.
Если упростить картину, то сенсорную интеграцию можно определить как процесс обработки информации с использованием разных мыслительных операций.
Зачем мозгу необходимо раскладывать образ на части, определять наиболее существенные из них, сравнивать с прошлым опытом и категоризировать? Целью столь трудной работы является построение адаптивного ответа. Проще говоря, верно воспринимать и понимать нужно, чтобы эффективно реагировать. Мы не знаем, к чему приведут планируемые действия. Но наличие плана указывает на возможность прогнозирования: основываясь на результатах обработки условий задачи, мозг предлагает наиболее приемлемое решение.
Например, ребенок знакомится с функциями пылесоса и перестает его бояться. Страх ослабевает, потому что со временем выстраивается полноценный образ: что это, зачем нужно, как использовать и т.п. Подходя к бытовому агрегату, он берет его ручку и ищет кнопку, которая запустит процесс уборки. Если он услышит шум с кухни, то разберется, что мама решила навести порядок, используя пылесос. Но ребенок с нарушением сенсорной интеграции может бояться звуков, потому что их источник не ясен или они кажутся непереносимо громкими, он не понимает смысла многих вещей и действий. Расстройство обуславливает неадаптивное поведение - трудности обучения и приспособления к миру. Все вокруг кажется неконтролируемым и непонятным. Ребенок не имеет данных для построения прогноза.
Таким образом, сенсорная интеграция:
🔸 позволяет формировать образы и узнавать окружающие нас предметы, явления или других людей, даже по мельчайшей детали;
🔸 закреплять знания, умения и навыки (выделяя и автоматизируя самые эффективные паттерны поведения на фоне менее успешных попыток);
🔸 прогнозировать исход ситуации и выбирать адаптивную программу (мяч летит в лицо - поймать или отойти).
Сенсорная интеграция - это фундамент для развития ребенка. Она начинается с рождения и прекращается вместе с жизнью человека. Нарушение процесса обработки информации приводит к поведенческим проблемам и трудностям обучения. Однако, тему сенсорных дисфункций мы затронем в другой статье.
Хочу завершить емкой цитатой Энн Джин Айрес: "Нарушение сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в сложные".
Буду благодарна за лайк ❤
Спасибо за внимание и до новых встреч 🖐