Найти тему
AlexTrains

История электровозов ЧС1

ЧС1-082
ЧС1-082

Всем доброго времени суток! Сегодня я поведую вам о электровозе ЧС1.

Буду рад если вы поставите лайк и подпишитесь на канал, но а мы начинаем.

До 50х годов 20го века пассажирские поезда на электрофицированных участках СССР возили электровозы ВЛ19 и ВЛ22 которые совершенно не подходили к вождению пассажирских поездов, поэтому Новочеркасскому Электровозо Строительному заводу (НЭВЗ) в 1955 поручили разработать электровоз, которые подходил бы для вождения пассажирских поездов. НЭВЗ конечно же создал чертежи электровоза, но из за сильной загрузки завод не мог осилить производство ещё одного вида электровозов, поэтому в 1956 году правительство СССР приняло решение о закупке пассажирских локомотивов в Чехословакии.

Электровоз ВЛ22-892
Электровоз ВЛ22-892

В ноябре 1956 года правительство СССР подписало контракт с Чехословаксиким заводом Škoda о поставке партии электровозов в СССР.

В том же году Чешское правительство закупило у Швейцарской компании Winterthur несколько локомотивов 12E которые в Чехословакии переименовали в E499.0.

Электровоз E499.0 - 04
Электровоз E499.0 - 04

После небольших конструктационных изменений первые два локомотива (Заводской тип 24E⁰) были поставлены в СССР, там они получили обозначение ЧС1 (Чехословакский тип 1).

Электровозы ЧС1-001 и ЧС1-002
Электровозы ЧС1-001 и ЧС1-002

Испытывали локомотивы с мая по июнь 1957 года на участке Москва - Серпухов с пассажирскими составами весом 1000 - 1100 т. Динамические и путевые испытания позволили дать удовлетворительную оценку новому локомотиву.

С 1959 года заводской тип изменился на 41E. Электровозы стали строить серийно с некоторыми изменениями. Всего было построено 102 электровоза.

В 1960 году был построен последний 102 локомотив. На нём в качестве эксперимента были применены новые тяговые электродвигатели увеличенной мощности c увеличенным сечением проводников обмотки якоря и главных полюсов. Электровоз получил заводское обозначение 29E⁰.

В последствие на базе электровоза ЧС1 - 102 была создана целая серия электровозов ЧС3.

Фотография ЧС1-102 к сожалению не была найдена.

Эксплуатация ЧС1

Первоначально электровозы ЧС1 поставлялись в ныне не существующее депо ТЧЭ1 Москва Курская и возили поезда по маршруту Москва - Курск - Харьков, Москва - Владимир, Москва - Ленинград, а с 1961 года на маршруте Москва - Рязань.

ЧС1-082 с пассажирским поездом.
ЧС1-082 с пассажирским поездом.

Так же с 1960 года электровозы перестали удовлетворять тяговые характеристики МПС СССР, поэтому часть электровозов работала по системе многих единиц.

В последствие электровозы работали на Октябрьской Железной Дороге, Приднепровской Железной Дороге и Западно Сибирской Железной Дороге.

С 1970х по 1980ые годы большинство электровозов были списаны и порезаны. К 1984 году в СССР осталось лишь 3 электровоза ЧС1.

Дольше всего проработал электровоз ЧС1-073 - аж до 2011 года - в своё время переделанный в автоматрису.

Автоматриса ЧС1-073
Автоматриса ЧС1-073

В настоящее время сохранились лишь 2 электровоза ЧС1, это ЧС1-041 и ЧС1-073.

ЧС1-041 находится в музее железных дорог России в Санкт Петербурге -недавно я его сфотографировал - и ЧС1-073 находится в музее железных дорог в Новосибирске.

ЧС1-041 в музее железных дорог России в Санкт Петербурге. Фотография сделана мной 19.07.2024
ЧС1-041 в музее железных дорог России в Санкт Петербурге. Фотография сделана мной 19.07.2024

ЧС1-073 в музее железных дорог в Новосибирске
ЧС1-073 в музее железных дорог в Новосибирске

Вот такая история у электровозов ЧС1. Надеюсь вам понравилась эта статья. Всем добра!