Найти в Дзене

Верит ли Москва слезам?

25 лет назад на экраны кинотеатров Советского Союза вышел фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Отечественная критика, в отличии от Американской академии кинематографических искусств и наук, восприняла сей шедевр весьма прохладно. А вот зритель...: в 1980 году его посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Упустив подробности, связанные с "Оскаром", Государственной премией СССР, сойдёмся на том, что картина не только "зашла", став, действительно, народной, но и вошла в ТОП 10 тем, обсудить которые обязан каждый уважающий себя блогер.

Начнём, однако, с того, что одноимённое литературное творение Валентина Чернова, явленное миру в середине 90-х, первоисточников картины, таки, не является. Да, её снимали по сценарию Валентина Чернова, но... носившему рабочее название "Дважды солгавшая". Подробностями же половой жизни главных героев, агентами КГБ и иными пикантными деталями в духе ранней российской демократии, его наполнили значительно позже. Посему аргументация чего-либо кинообсуждаемого отсылками к "Москве..." литературной - извините - моветон, коего, таки, настоятельно рекомендую избегать...

-2

Наиболее пристально внимание ценителей фильма, а равно хейтеров, обратилось к слесарю-интеллигенту Гоше (он Гора, он же Гога, он же Юра, он же Жора, он же Георгий Иванович и даже Вася): одному из многих мужчин киномира Кати Тихомировой. За обсуждением важнейших вопросов:

1. Кто такой Гоша на самом деле (альфонс, абьюзер, алкаш, псих и т.д.)?
2. Гоша, узнав правду о Кате, запил или думу думал?
3. Как "потерявшегося" Гошу умудрился найти Николай?

- совершенно забывается то, что кино вовсе не о Гоше и замысловатом его житие. Кино - о счастье, в поисках которого Катя и её товарки прибыли в Москву.

-3

Первые же штрихи сюжетных линий обозначают разницу взглядов героинь. При чём разница эта не разрывает судьбы бывших провинциалок противоречиями, позволяя сохранить дружеские отношения на протяжении всего фильма.

-4

Счастье Антонины Буяновой тяготеет к тихой и размеренной семейной жизни. Муж-москвич, автомобиль и дача - подарки провидения за скромность и кротость нрава. Трое детей, завтрак за семейным столом: мне не увиделось ничего, ставящего под сомнение то, что Тося и Николай искренне счастливы. Хотя, есть мнение, что это рутина, а то и мещанское болото.

-5

Людмила Свиридова - откровенная охотница на принца с приданым. Человека, обязательно, известного. На худой конец - значимого. Проведение одарило её известным хоккеистом Сергеем Гуриным, который более чем быстро утопил Людочкино счастье в алкоголе, оставив её к сорока с небольшим годам бездетной, разведённой, продолжающей охоту на принца. Как по мне - зрелище печальное.

-6

Для Екатерины Тихомировой на первом месте карьера. Даже неудачный роман с Рудольфом Рачковым, результатом которого стало рождение Александры Александровны Тихомировой, не изменил жизненных её приоритетов. По итогу: на пятом десятке лет Катя директор фабрики, депутат Мосгорсовета с любовником, машиной и квартирой. Добившись, вроде бы всего, чего хотела, она по ночам плачет в подушку.

-7
- Молодец ты, Катя. Мы своим ребятам тебя всегда в пример ставим. Всего чего хотела в жизни - добилась.
- Это верно. Только, ты пока ребятам не рассказывай, что, как раз тогда, когда всего добьёшься в жизни - больше всего волком завыть хочется...

Чего же не хватает Кате для счастья? Ответ жирной красной линией проходит через весь фильм: МУ-ЖИ-КА. Не в смысле любовника (заявленный оным Володя выглядит крайне отвратительно), а в смысле МУЖИКА с больной буквы "М". Как это у Татьяны Николаевны Овсиенко?

Женское счастье - был бы милый рядом,
Ну, а больше ничего не надо.

Вот, собственно говоря, и вся декларируемая фильмом недолга: был бы милый рядом.

Примитивно..., несовременно..., оскорбительно..!

- возразит всякий, в той или иной степени отягощённый идеями феминизма. И я даже соглашусь с ним, слегка лишь напомнив, что "Москва слезам не верит" вполне себе традиционная мелодрама, не претендующая на эпичность, культовость или эпохальность.

-8

Нравится кому или нет, но для Тоси МУЖИКОМ (милым - если хотите) стал Николай. Людмила - застряла в поиске - среди известных и значимых. Быть может ей и повезёт. Что касается Кати: МУЖИКА она рассмотрела в Гоше. Не только рассмотрела, но и приняла на роль милого вместе со всеми недостатками, которых у него, как выяснилось, нет. Последнее, впрочем, совсем другая история. А пока, ежели Вам по каким-то причинам не нравится Гоша (он Гора, он же Гога, он же Юра, он же Жора, он же Георгий Иванович и даже Вася), вспомните дворника Тихона из "Двенадцати стульев", отпустившего в народ максиму:

Кому-то и кобыла невеста,

- подчёркивающую изрядную субъективность в вопросе выбора невесты, а равно, милого.

ЗЫ: Гоша не Вам должен нравиться, а Кате.

Читай другие размышления о фильме "Москва слезам не верит":