25 лет назад на экраны кинотеатров Советского Союза вышел фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Отечественная критика, в отличии от Американской академии кинематографических искусств и наук, восприняла сей шедевр весьма прохладно. А вот зритель...: в 1980 году его посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Упустив подробности, связанные с "Оскаром", Государственной премией СССР, сойдёмся на том, что картина не только "зашла", став, действительно, народной, но и вошла в ТОП 10 тем, обсудить которые обязан каждый уважающий себя блогер.
Начнём, однако, с того, что одноимённое литературное творение Валентина Чернова, явленное миру в середине 90-х, первоисточников картины, таки, не является. Да, её снимали по сценарию Валентина Чернова, но... носившему рабочее название "Дважды солгавшая". Подробностями же половой жизни главных героев, агентами КГБ и иными пикантными деталями в духе ранней российской демократии, его наполнили значительно позже. Посему аргументация чего-либо кинообсуждаемого отсылками к "Москве..." литературной - извините - моветон, коего, таки, настоятельно рекомендую избегать...
Наиболее пристально внимание ценителей фильма, а равно хейтеров, обратилось к слесарю-интеллигенту Гоше (он Гора, он же Гога, он же Юра, он же Жора, он же Георгий Иванович и даже Вася): одному из многих мужчин киномира Кати Тихомировой. За обсуждением важнейших вопросов:
1. Кто такой Гоша на самом деле (альфонс, абьюзер, алкаш, псих и т.д.)?
2. Гоша, узнав правду о Кате, запил или думу думал?
3. Как "потерявшегося" Гошу умудрился найти Николай?
- совершенно забывается то, что кино вовсе не о Гоше и замысловатом его житие. Кино - о счастье, в поисках которого Катя и её товарки прибыли в Москву.
Первые же штрихи сюжетных линий обозначают разницу взглядов героинь. При чём разница эта не разрывает судьбы бывших провинциалок противоречиями, позволяя сохранить дружеские отношения на протяжении всего фильма.
Счастье Антонины Буяновой тяготеет к тихой и размеренной семейной жизни. Муж-москвич, автомобиль и дача - подарки провидения за скромность и кротость нрава. Трое детей, завтрак за семейным столом: мне не увиделось ничего, ставящего под сомнение то, что Тося и Николай искренне счастливы. Хотя, есть мнение, что это рутина, а то и мещанское болото.
Людмила Свиридова - откровенная охотница на принца с приданым. Человека, обязательно, известного. На худой конец - значимого. Проведение одарило её известным хоккеистом Сергеем Гуриным, который более чем быстро утопил Людочкино счастье в алкоголе, оставив её к сорока с небольшим годам бездетной, разведённой, продолжающей охоту на принца. Как по мне - зрелище печальное.
Для Екатерины Тихомировой на первом месте карьера. Даже неудачный роман с Рудольфом Рачковым, результатом которого стало рождение Александры Александровны Тихомировой, не изменил жизненных её приоритетов. По итогу: на пятом десятке лет Катя директор фабрики, депутат Мосгорсовета с любовником, машиной и квартирой. Добившись, вроде бы всего, чего хотела, она по ночам плачет в подушку.
- Молодец ты, Катя. Мы своим ребятам тебя всегда в пример ставим. Всего чего хотела в жизни - добилась.
- Это верно. Только, ты пока ребятам не рассказывай, что, как раз тогда, когда всего добьёшься в жизни - больше всего волком завыть хочется...
Чего же не хватает Кате для счастья? Ответ жирной красной линией проходит через весь фильм: МУ-ЖИ-КА. Не в смысле любовника (заявленный оным Володя выглядит крайне отвратительно), а в смысле МУЖИКА с больной буквы "М". Как это у Татьяны Николаевны Овсиенко?
Женское счастье - был бы милый рядом,
Ну, а больше ничего не надо.
Вот, собственно говоря, и вся декларируемая фильмом недолга: был бы милый рядом.
Примитивно..., несовременно..., оскорбительно..!
- возразит всякий, в той или иной степени отягощённый идеями феминизма. И я даже соглашусь с ним, слегка лишь напомнив, что "Москва слезам не верит" вполне себе традиционная мелодрама, не претендующая на эпичность, культовость или эпохальность.
Нравится кому или нет, но для Тоси МУЖИКОМ (милым - если хотите) стал Николай. Людмила - застряла в поиске - среди известных и значимых. Быть может ей и повезёт. Что касается Кати: МУЖИКА она рассмотрела в Гоше. Не только рассмотрела, но и приняла на роль милого вместе со всеми недостатками, которых у него, как выяснилось, нет. Последнее, впрочем, совсем другая история. А пока, ежели Вам по каким-то причинам не нравится Гоша (он Гора, он же Гога, он же Юра, он же Жора, он же Георгий Иванович и даже Вася), вспомните дворника Тихона из "Двенадцати стульев", отпустившего в народ максиму:
Кому-то и кобыла невеста,
- подчёркивающую изрядную субъективность в вопросе выбора невесты, а равно, милого.
ЗЫ: Гоша не Вам должен нравиться, а Кате.
Читай другие размышления о фильме "Москва слезам не верит":