Найти тему
Уголок Домового

Четыре комикса, которые стоит прочесть

Впервые я взял в руки комикс, когда мне было лет пять. Мама купила мне его в газетном киоске напротив автобусной остановки. На обложке брутального вида мужик в желто-чёрном костюме и рогатой маске кромсал негодяев металлическими ножами из рук. Это потом я узнал, что мужика зовут Росомахой, что его "ножи" на самом деле когти и никакие они не металлические, но начало было положено. С той поры походы к киоску стали регулярными, а моя любовь к данному жанру литературы росла с каждой прочитанной страницей.

Теперь же, имея какой-никакой читательский опыт, решил поделиться собственной небольшой подборкой комиксов, которые однозначно стоит прочитать.


Пара моментов:
1. Это не топ и место в списке не означает, что один комикс нравится мне меньше/больше другого.
2. Тот факт, что в моей подборке нет того или иного комикса означает либо то, что я с ним не ознакомился, либо то, что он недостаточно мне понравился.

Комментарии с вашими вариантами всегда приветствуются.

Итак, приступим:

1. Старик Логан/Old man Logan (сцен. Марк Миллар, худ. Стив МакНивен, 2008)

Время не пощадило даже Росомаху, что и говорить об остальных...
Время не пощадило даже Росомаху, что и говорить об остальных...

Раз уж моя история началась со знакомства с Росомахой, то и список открывать ему. За свою 50-летнюю "карьеру" куда только сценаристы не забрасывали этого когтистого забияку. И в Японию, и на просторы родной Канады, и даже в Преисподнюю. Тем не менее, Марку Миллару, на мой взгляд, удалось переплюнуть все предыдущие попытки вместе взятые.

Итак, преамбула: относительно недалёкое будущее, в котором суперзлодеи таки-додумались объединиться, и единым фронтом перемолоть всех своих давних соперников. Те герои, что чудом остались живы, ведут тихую и далеко не всегда законную жизнь на территории бывших США. По-прежнему крайне брутальный, хоть и изрядно постаревший Логан обзавёлся женой, двумя детьми и небольшим ранчо где-то на юге страны. Одна беда: его дом стоит на территории, подконтрольной банде Халков во главе с самим Брюсом Баннером, вследствие чего те регулярно наведываются в гости, чтобы стрясти арендную плату. В какой-то момент платить становится нечем, поэтому Логан соглашается на авантюру своего старого (во всех смыслах) приятеля-контрабандиста Хоукая, которому требуется напарник, чтобы отвезти на другой конец страны партию особо ценного груза.

Любой знаток комиксов тут же задастся вопросом: с каких это пор Росомаха не может эффектно сделать своё знаменитое "СНИКТ!" и порезать недругов на карпаччо? Отвечу: в этой вселенной Логан не выпускает когти даже под страхом смерти и вообще дал себе зарок не навредить больше ни одной живой душе. Почему? Узнаете сами.

Завязка сюжета сильно напоминает фильм "Непрощённый" с таким же немолодым, но крайне харизматичным Клинтом Иствудом. Согласитесь, завязка похожа: главный герой с крайне непростым и явно кровавым прошлым, доживает свой век где-то в американской глуши, имея в кармане лишь вошь на аркане. В какой-то момент к нему приходит бывший подельник и предлагает клишированное "последнее дельце"...

Атмосфера в комиксе соответствующая: мрачная, напряжённая и гнетущая. Перчинки добавляет и то, что Логану позарез нужно уложиться в определённый срок, так что времени на байки о былых деньках практически нет. Сюжет крайне динамичный и в меру жестокий. Хоукай сразу предупреждает Логана, что вернуться, не замарав рук, не выйдет. На кону большие деньги.

Отдельный кайф - это рисовка. Она детальная, в нужной степени яркая и до мурашек стильная. Отдельные кадры так и просятся на заставку. Чего стоит только сам Логан, на лице у которого не только тщательно прорисована каждая складка или морщинка, но буквально сквозит весь груз того дерьма, что старику довелось пережить.

Кстати говоря, в преддверии выхода фильма "Логан" многие сравнивали его с этим комиксом. Кто-то даже утверждал, будто он снят по мотивам, хотя никакого сходства, кроме постаревшего Росомахи, тут нет. Можете смело читать, не опасаясь спойлеров.

2. Хранители/Watchmen (сцен. Алан Мур, худ. Дэйв Гиббонс, 1986)

Вам не показалось: это действительно Комедиант в БДСМ-маске
Вам не показалось: это действительно Комедиант в БДСМ-маске

Настоящая классика деконструкции супергероики от мастодонта Алана Мура. Альтернативное будущее, США на излёте восьмидесятых, Никсон по-прежнему у руля страны, никакого скандала с Уоттергейтом, а все герои в разноцветных трико вполне себе реальны. Настолько реальны, что правительство всерьёз намерено запретить им вести свою деятельность и плодить сюжеты для бульварного чтива. Само собой, героям это не нравится, а тут ещё и новая проблема: кто-то убил знаменитого супера на пенсии по прозвищу Комедиант. Расследование, насквозь пропитанное атмосферой городского нуара и безнадёги, ведёт другой вигиланте под маской, называющий себя Роршах...

Собственно, не вижу резона долго и обстоятельно расписывать чем хорош этот комикс. Это просто "база" для всех любителей жанра, которую весьма успешно экранизировал Зак Снайдер сразу после другого переноса комикса на большие экраны про царя Леонида и его бравых спартанцев. Одним словом - рекомендую!

3. Блэксэд/Blacksad (сцен. Хуан Диас Каналес, худ. Хуанхо Гуарнидо, 2000)

Надеюсь, пепел он хоть не в лоток стряхивает...
Надеюсь, пепел он хоть не в лоток стряхивает...

Продолжая тему нуара в комиксах, настоятельно рекомендую ознакомиться с данной серией. Всё по лекалам жанра: Америка, на дворе примерно середина 50-x, вот только населяют её антропоморфные животные (назвать их фурри язык не поворачивается) различной степени паршивости. В центре каждой истории неизменно находится частный детектив Джон Блэксэд - здоровенный чёрно-белый котяра с добрым сердцем и обострённым чувством справедливости.

Сюжеты под стать атмосфере, авторы умело обыгрывают все острые темы того времени, будь то повальная проблема с наркотиками, расовая сегрегация, подковёрные игры политиков или нечто приземлённое, вроде убийства известной актрисы. Персонажи здесь под стать цвету шерсти на морде протагониста: ни однозначно положительные, ни безусловно отрицательные, и в этом их шарм. Они живые, и оттого убедительные.

Отдельного внимания заслуживает рисовка. Это самый красиво исполненный комикс не только в рамках данной подборки, но и в моей личной коллекции. Художнику хочется искренне пожать его перепачканную грифелем руку и подарить сигару. Такого внимания к деталям, работы со светом и умения построить кадр я не видел ни до, ни после. Может сложиться ощущение, что я рассказываю про фильм, и это отчасти правда. После прочтения охота пересмотреть "Касабланку" или "Мальтийского сокола", цедя виски со льдом в каком-нибудь прокуренном баре.

4. Фелл: Град обречённых/Fell (сцен. Уоррен Эллис, худ. Бен Темплсмит, 2005)

Драматичная поза на обложке - обязательный атрибут жанра
Драматичная поза на обложке - обязательный атрибут жанра

Нуара много не бывает, так что продолжаем погружение в мир мрачных мужчин и роковых женщин. На сей раз относительно вымышленный город Сноутаун, вобравший черты американских мегаполисов по типу Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско. В центре сюжета детектив Ричард Фелл, сосланный к чёрту на рога "отсидеться, пока всё не уляжется". Естественно, назначают его в участок не там, где потише, а на самый "передок". Преступность в районе настолько зашкаливает, что даже зайдя в местную комиссионку за новым костюмом можно нарваться на террориста-смертника. И это не фигура речи, а буквально сюжет одного из выпусков.

Для меня фишкой этого комикса является его приземлённость. Фелл не умеет стрелять лазерами из глаз, не обладает пуленепробиваемой кожей или хотя бы способностью не страдать от похмелья. Это обычный человек, который даже не одержим идеей очистить город от преступности. Он прекрасно понимает, что бороться с этой стихией бесполезно, а потому просто делает свою работу в меру собственных сил.

Из минусов выделю два. Во-первых рисовка на уровне "сильно на любителя": нарочито небрежная и без излишеств. То как здесь нарисованы пальцы - причина кошмарных снов для большинства художников. Местная работа со светом натурально режет глаза, хотя и намеренно сделана таковой. Истории Фелла, в большинстве своём, изобилуют грязью во всех смыслах, и художественный стиль лишь это подчёркивает. Второй недостаток - незавершённость. У комикса нет внятного финала, он как будто обрывается на середине, так и не поставив в финале жирную точку. Так что послевкусие от прочтения несколько смазанное, но оно не отменяет всех положительных моментов, ради которых комикс и стоит полистать.