Пребывание дошкольника в детском саду практически у всех родителей связано с тревогой и беспокойством. Любая мама волнуется о благополучии ребенка, когда ее нет рядом, и ожидает обеспечение таких условий:
- чтобы его здоровью физическому и психическому ничто не угрожало,
- чтобы он был чистым и накормленным,
- чтобы были взрослые, которые будут заботиться о нем и помогать в трудных ситуациях,
- чтобы ему было интересно, и он с пользой проводил время,
- чтобы он дружил с другими детьми, и его никто не обижал бы,
- чтобы был успешен в делах и на занятиях.
И родители стремятся в те детские сады, где нет повода для их волнений. Созданные благоприятные условия обеспечивают положительное эмоциональное состояние у каждого малыша и вызывают такие переживания как чувства комфорта, спокойствия, защищенности, радости, удовольствия. Именно комплекс положительных эмоций, такое состояние ребенка и называют эмоциональным благополучием. Что влияет на эмоциональное благополучие ребенка и как мы можем его обеспечить? Отвечает Ирина Анатольевна Бурлакова, кандидат психологических наук,заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» МГППУ.
Но, не секрет, – все дети разные, и, соответственно, обеспечить каждому малышу условия для того, чтобы он ощущал себя эмоционально благополучно, чрезвычайно сложно. От чего это зависит, пытаются дать ответы педагоги и психологи.
Несомненно, значимым для ребенка (и его родителей) взрослым в детском саду становится воспитатель. Знающий профессионал, понимающий дошкольника и его потребности, способный понимать его чувства и эмоциональное состояние, причинами определенного поведения; владеющий средствами и способами продуктивного и эффективного взаимодействия – ключевое условие обеспечения эмоционального благополучия каждого воспитанника дошкольной группы.
Но, как показывает психолого-педагогическая наука, есть еще ряд факторов, которые определяют качество пребывания ребенка в детском саду и влияют на его эмоциональное благополучие.
Во-первых, это тип нервной системы, темперамент и определенные особенности проявления эмоций в различных ситуациях, которые даны ребенку с рождения. Так, если у дошкольника выражен холерический тип темперамента, то для него характерны резкость, порывистость, вспыльчивость, нетерпеливость. Известно, что холерики подвержены эмоциональным срывам. Но при этом, человек с таким типом нервной системы обладают и рядом сильных позитивных сторон и качеств. Поэтому педагог-профессионал, который знает особенности людей с различными темпераментами и понимает их потребности и возможности, сможет подобрать нужную тактику взаимодействия с ним для обеспечения эмоционального благополучия.
Во-вторых, это – различные нарушения развития ребенка. В настоящее время дети с определенными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются и воспитываются с дошкольниками, которых называют нормотипичными. Происходит это в тех случаях, когда дети с ОВЗ могут социализироваться в группе сверстников. Современные воспитатели в детских садах постоянно осваивают дополнительные компетенции, чтобы быть способными обеспечить для всех детей благоприятные условия развития и, соответственно, эмоциональное благополучие каждого. И здесь очень важно сотрудничество родителей с педагогами.
А вот в качестве третьего наиболее значимого фактора ученые выделяют детско-родительские отношения. Отношения, которые складываются между родителями и ребенком – тот фактор эмоционального благополучия, который практически не зависит от компетенций и усилий только воспитателей.
С самого рождения именно родители являются «проводниками» малыша в этот мир. Взаимодействие детей в семье со значимыми взрослыми (мама, папа) является источником детского развития, формирования их привычек и образцов поведения, примером отношения к окружающим людям. Известно, что у совсем маленького ребенка возникает привязанность к матери, которая сохраняется на протяжении всей жизни человека. Как утверждает и доказывает наука, привязанность «обеспечивает эмоциональную стабильность и помогает малышу адаптироваться к окружающему миру». Но эта взаимосвязь может быть различной. Так, например, нередко у современных мам возникает гиперпривязанность, если они чрезмерно опекают ребенка. Такой тип взаимодействия приводит к тому, что малыш становится несамостоятельным, тревожным, замкнутым, неуверенным в себе, зависимым от матери. Безусловно, такому ребенку будет чрезвычайно сложно не только в детском саду, но и в жизни. И даже педагог высочайшего класса не сможет в полной мере обеспечить такому ребенку эмоциональное благополучие в дошкольной группе.
Кроме того, сложности в создании эмоционального благополучия возникнут, если ребенок из семьи, где взаимоотношения с ним строятся, например, в разрешающем (снисходительном) стиле. Как правило, для таких детей свойственно мало управляемое поведение в группе, проявление агрессии и эгоизма. Что явно не способствует построению позитивных отношений со сверстниками и педагогом.
Поэтому, если родители озабочены тем, чтобы их малышу было комфортно в детском саду, чтобы он был эмоционально благополучен в нем, несомненно, надо не только подыскивать воспитателя, но и честно и ответственно отнестись к тому, как в семье выстроены отношения с ребенком. Несомненно, эмоциональное благополучие дошкольника связано с тем, какой опыт он приобрел в семье в общении с мамой и папой.