«Калигула» Тинто Брасса по сей день остается одним из самых скандальных фильмов в истории мирового кино.
Забавный факт. Изначально режиссер не планировал снимать ничего слишком скандального и до предела развратного. Замышлялся обычный более-менее привычный пеплум об очередном сбрендившем римском императоре. Да, с нотками откровенного кекса, но не более. Однако все вышло немного по-иному...
Снимали скандальную ленту о моральном разложении Римской империи в Риме же - в тех же самых локациях, где десятью годами прежде велись съемки куда более пристойной «Клеопатры».
Декорации для ленты отличались невероятной дороговизной и широким размахом. Например, пошито было свыше 4 тысяч нарядов, включая около 30 для самого Калигулы.
Съемки изначально окутаны были тайными слухами о невероятном разврате, что должен был получиться в фильме. Потому для защиты от многочисленных папарацци, а заодно для подогрева зрительского интереса, киношникам пришлось нанять усиленную вооруженную охрану.
Впрочем, журналисты ушлые все равно, не получая реальные горячие факты, придумывали свои... Вплоть до ритуального заклания живых жертвенных животных, якобы творившего прямо на съемочной площадке.
Для съемок создатели «Калигулы» в качестве массовки позвали весьма маргинальных личностей - от бывших заключенных и профессиональных кекс-работниц до фотомоделей дешевых мужских изданий.
Роль сестры императора Друзиллы из-за предельной откровенно струсила играть даже сама Мария Шнайдер, прежде известная по главной роли в фильме «Последнее танго в Париже».
Основу «Калигулы» за 18 месяцев самолично снял Тинто Брасс. Однако продюсеру Бобу Гуччионе итог не зашел - мол, особо острой перчинки не хватает. Но Брасс доснимать особо скабрезные кадры наотрез отказался. Тогда Гуччионе доснял все нужное по его мнению сам, позвав с собой моделей мужского издания Penthouse.
В качестве музыкального сопровождения в фильме использованы отрывки произведений советских композиторов - Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Спартак» соответственно.
Из-за слишком откровенного содержания фильма монтировать «Калигулу» в Италии запретили. Пришлось киношникам ехать вместе с километрами отснятой пленки в более либеральную Англию. Оттуда монтажерам во избежание ареста материала все равно пришлось перемещаться уже в Нью-Йорк.
Первый крупный закрытый показ фильма состоялся в 1979-м году на Канском фестивале. Не смогли помешать даже борцы за нравственность из Ватикана, назвавшие фильм «непристойным хламом». Лента принесла его создателям свыше 100 млн чистой прибыли, при бюджете всего в 18 млн.
Фильм строжайше запрещался цензурой в СССР - за его нелегальную демонстрацию на видеокассетах в 1980-е годы легко можно было схлопотать весьма неиллюзорный тюремный срок.
«Калигула», впрочем, и сегодня остается запретным в некоторых строгих странах мира - например, в Узбекистане и Белоруссии.
В нашей стране скандальную ленту первый и единственный раз на открытом государственном центральном ТВ все же показали - в ночь на 4-е января 2000-го года на канале РТР.