Сегодня трудно себе представить, что флагманская и фактически единственная гражданская авиакомпания страны десятки лет имела в парке исключительно отечественную технику и при этом оставалась успешной. Во-первых, СССР надо было умудриться построить и поддерживать такое количество «Илов, Тушек, Яков и Анов», во-вторых, территория страны огромная, маршруты очень разные, а значит и линейка лайнеров должна быть самой разнообразной.
Однако, до 1992 года «Аэрофлот» действительно летал исключительно на советских самолетах конструкции Туполева, Антонова, Яковлева и Ильюшина. А незаменимые в наше время реактивные Boeing и Airbus, уже тогда являющиеся признанными лидерами мирового авиастроения, пришли в Советский Союз позже.
Одними из первых иностранцев в «Аэрофлоте» стали 767-е «Боинги»
Приход иностранцев в Россию. Начало
Реально первым западным самолетом, поступившим в парк «Аэрофлота», стал двухмоторный Airbus A310. Совершенно новый, прямо с завода в Тулузе, А310 под номером F-OGQT прибыл в Москву в июле 1992 года.
Появление Airbus A310-300 стало переломным моментом для российской авиации и сильно повлияло на судьбу отечественных производителей пассажирской авиатехники.
Приток лайнеров западного производства продолжился, и два года спустя «Аэрофлот» получил первый самолет американского производства ― широкофюзеляжный Boeing 767-300ER. Это было особенно символичное событие, учитывая напряженность в отношениях между СССР и США в период холодной войны.
В парке «Аэрофлота» изначально значилось два Boeing 767-300ER. Оба экземпляра поступили в авиакомпанию совершенно новыми в сентябре 1994 года с разницей в две недели: 13-го (EI-CKD) и 27-го (EI-CKE).
Кстати, после ухода из «Аэрофлота» обоих ждала одинаковая судьба: в 1999 году они оказались за океаном в американской Trans World Airlines (TWA), которая в свою очередь в 2001 году объединилась с American Airlines.
EI-CKD в настоящее время продолжает активно летать под флагом ВВС Чили под регистрационным номером 985, а еще «подрабатывает» время от времени в авиакомпаниях Air Canada и Euro Atlantic Airways.
EI-CKE же много лет перевозил пассажиров в Euro Atlantic, а в декабре 2017 года переквалифицировался в грузовые перевозчики. Сначала его эксплуатировала Atlas Air, а в сентябре 2018 года он был арендован Amazon Prime Air.
Вторая волна «Боингов»
Вторая волна самолетов Boeing 767 «Аэрофлота» пришлась на 1999 год, в канун Миллениума. В период с августа по декабрь последнего года столетия парк российского авиаперевозчика пополнился еще четырьмя экземплярами Boeing 767–300. Они стали первыми самолетами, получившими собственные имена великих российских писателей: «Лев Толстой» и «Федор Достоевский».
Эти вновь поступившие Boeing 767-300ER имели двухклассную компоновку на 218 мест: 30 кресел в бизнес-классе и 188 в экономе.
После «Аэрофлота» все четыре перешли в «Трансаэро», а в период с октября 2013 по март 2014-го их перепрофилировали в грузовые: один получила Maersk Air Cargo, а остальные три ― Amazon Prime Air.
XXI век ― поставки продолжаются
На рубеже веков «Аэрофлот» приобрел еще семь, на этот раз бывших в употреблении, самолетов Boeing 767-300ER, в результате чего парк широкофюзеляжных дальнемагистральных «Боингов», когда-либо состоявших в «Аэрофлоте», увеличился до 13. Первым в августе 2003 года появился VP-BDI, а последняя пара ― VP-BWW и BP-BWX ― пришла в июне 2006-го.
Меньше всего времени проработал в «Аэрофлоте» Boeing 767-300ER под номером VP-BWT. Нацперевозчик летал на нем с мая 2005 по август 2011 года, то есть шесть лет и три месяца. До России он успел поработать в Великобритании с авиакомпаниями Air 2000 и First Choice Airways, а сейчас продолжает оставаться активным, выполняя туристические заказы TUIfly Nordic и TUI Airways.
Между тем, самым «долгоиграющим» самолетом из семи, поставленных «Аэрофлоту» в XXI веке, стал VP-BDI. Он поступил в распоряжение российского перевозчика в августе 2003 года и лишь в июне 2014-го, то есть спустя более десяти лет, последним покинул парк авиакомпании. Этот Boeing 767 остался в России, доставшись Nordwind Airlines и Ikar, а затем был передан SF Airlines для переоборудования в грузовой вариант.
Два оставшихся Boeing 767, поставленных «Аэрофлоту» в начале 2000-х, не дожили до наших дней. Оба были утилизированы за границей. VP-BWU покинул Россию в июне 2012 года, а в 2014-м навсегда завис в США ― в аэропорту Марана Пинал в Аризоне.
Между тем, VP-BWV, в ноябре 2013 года отправленный авиакомпанией Orient Thai Airlines на хранение, также был впоследствии разрезан на металлолом, только не в Аризоне, а во Флориде.