Найти в Дзене

«Я поведу тебя в музей», - сказал мне внук.

(Он:)хоть в постель не тянет, из чего возникает иллюзия уважения к (ней) как личности. Всем здравствовать! Вы на канале ™Закат Солнца Вручную™, который продолжает свою работу. С вами как обычно автор и администратор - распорядитель канала, меня зовут Ольга, и я очень рада всем, кто заглянул в гости! Добро пожаловать! Проходите, располагайтесь комфортно в уютной закатной гостиной. Мы начинаем. А точнее, мы продолжаем повествование о московских каникулах моих внуков. Коих на момент написания статьи в моём свободном доступе имеется один персонаж. Вот с этим персонажем, внуком по имени Артём Леонидович, мы и совершили поход в музей. Который(поход) изначально был в списке мест, желательных к посещению. Нас снова, в который уже раз, ждала станция метро Достоевская. Выходим на улицу Достоевского(бывшую до 1954 г. Новой Божедомкой). Там мы сразу же видим здание Мариинской больницы для бедных, построенной в 1803 - 1805 годах. Здесь работал отец писателя. И здесь установл
Оглавление

Московский дом Достоевского, я художник, я так вижу, и прочие события.

30.07.2024 г, вторник.

Улица Достоевского. Музейный комплекс "Московский дом Достоевского". Здесь и далее фото автора и(или) из личного архива автора, если не указано иначе.
Улица Достоевского. Музейный комплекс "Московский дом Достоевского". Здесь и далее фото автора и(или) из личного архива автора, если не указано иначе.
  • Время года: первый день последнего месяца лета .
  • Время суток : как придётся.
  • Настроение: очень хорошее 😃.
  • Книга: Слава Сэ(Вячеслав Солдатенко) — "Когда утонет черепаха"(2018), Часть 4. Паша.
  • Цитата дня
(Он:)хоть в постель не тянет, из чего возникает иллюзия уважения к (ней) как личности.

Предыдущая публикация ЗДЕСЬ ⤵️

Всем здравствовать! Вы на канале ™Закат Солнца Вручную™, который продолжает свою работу. С вами как обычно автор и администратор - распорядитель канала, меня зовут Ольга, и я очень рада всем, кто заглянул в гости! Добро пожаловать!

Проходите, располагайтесь комфортно в уютной закатной гостиной. Мы начинаем. А точнее, мы продолжаем повествование о московских каникулах моих внуков. Коих на момент написания статьи в моём свободном доступе имеется один персонаж. Вот с этим персонажем, внуком по имени Артём Леонидович, мы и совершили поход в музей. Который(поход) изначально был в списке мест, желательных к посещению. Нас снова, в который уже раз, ждала станция метро Достоевская.

Станция метро Достоевская..
Станция метро Достоевская..

Выходим на улицу Достоевского(бывшую до 1954 г. Новой Божедомкой). Там мы сразу же видим здание Мариинской больницы для бедных, построенной в 1803 - 1805 годах. Здесь работал отец писателя. И здесь установлен памятник Ф.М.Достоевскому.

Памятник Ф.М.Достоевскому во дворе НМИЦ фьизиопульманологии и инфекционных заболеваний(бывшая Мариинская больница) улица Достоевского дом 2.
Памятник Ф.М.Достоевскому во дворе НМИЦ фьизиопульманологии и инфекционных заболеваний(бывшая Мариинская больница) улица Достоевского дом 2.

Жаль, что вход на территорию ограничен. Посмотрели на памятник из - за забора. И вот он - музейный комплекс «Московский дом Достоевского», где будущий писатель провёл свои детские годы, от рождения до 15-и лет, до поступления в Главное инженерное училище в Санкт - Петербурге.

Музейный комплекс «Московский дом Достоевского».
Музейный комплекс «Московский дом Достоевского».
Сразу же после смерти Ф.М.Достоевского его вдова, удручённая потерей любимого человека, принялась за разбор его бумаг, документов, вещей. Ей хотелось сохранить память о муже для себя и своих детей. В траурные дни 1881 года она не могла и предположить, какой масштаб приобретёт её деятельность и каков будет её результат.
Конечно, А.Г.Достоевская понимала значимость фигуры супруга, его место в ряду русских писателей, отдавала отчёт в исторической и культурной ценности всего, что связано с его творчеством и личностью. Многие годы она была верным помощником Фёдора Михайловича на литературном поприще, в деталях знала перипетии его судьбы, изучила его склад души и характер. Накопленный ею богатый опыт деятельности литературного секретаря позволил ей быстро сориентироваться в материале и приступить к его систематизации и отбору.
Зимой 1886 года А.Г.Достоевская познакомилась с учёным секретарём Императорского исторического музея В.И.Сизовым. К этому времени у неё уже собрался значительный документальный и мемориальный материал(«несколько сундуков»), связанный с биографией и творческим наследием Ф.М.Достоевского, и она искала учреждение, куда бы могла передать своё собрание на вечное хранение. Она спросила Сизова, не заинтересует ли Исторический музей её коллекция. Сизов попросил показать материалы и был потрясён их объёмом и качеством. С удивлением и восхищением он заметил: «Мне вчера, когда мы с вами говорили, подумалось: у барыни, может быть, имеется всего три - четыре портрета и бюста, а она хочет для них чуть не целую залу, но всё таки решил посмотреть. Но теперь, когда я видел, какими сокровищами вы обладаете, я могу обещать вам положительно, что для вашего собрания будет отведена отдельная комната». Достоевская написала письмо директору Исторического музея И.Е.Забелину и уже через неделю получила от него положительный ответ. Той же весной она отправилась в Москву и осмотрела помещение, в котором предполагалось открытие «Музея памяти Ф.М.Достоевского». началась работа по изготовлению оборудования и витрин. Вскоре музей был открыт.
В связи с тем, что часть материалов находилась в собственности несовершеннолетних детей Достоевского, было принято решение, что до исполнения срока и возможности юридического оформления дарения, материалы передаются на временное хранение. В 1906 году, когда эти обстоятельства были благополучно преодолены, коллекция «Музея памяти Ф.М.Достоевского» в количестве 4 232 единиц хранения была передана в полную собственность Императорского исторического музея. К этому времени А.Г.Достоевская подготовила и опубликовала научный «Библиографический указатель» коллекции.
До своей смерти в 1918 году А.Г.Достоевская продолжала собирать материалы и передавать их в фонд «Музея памяти Ф.М.Достоевского».
В 1928 году музей был упразднён. Значительная часть коллекции в 1932 году перешла в состав открытого в Москве «Музея Ф.М.Достоевского», ставшего в 1940 году частью Государственного литературного музея./Из материалов экспозиции музея «Московский дом Достоевского»/.

Впрочем, лучше один раз посмотреть. В музее три этажа. Первый этаж - мемориальная экспозиция, воссоздающая интерьеры комнат дома.

Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция.
Элемент декора печи. Не знаю, как правильно называется. Бабушка называла "вьюшка".
Элемент декора печи. Не знаю, как правильно называется. Бабушка называла "вьюшка".
Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.

Особое место в экспозиции музея занимает бюст Н.В.Гоголя. Так же как сам Гоголь занимал особое место в жизни Ф.М.Достоевского.

Николай Васильевич Гоголь(1809 - 1852). Скульптор Р.Р.Бах, 1886.
Николай Васильевич Гоголь(1809 - 1852). Скульптор Р.Р.Бах, 1886.
Фигура Н.В.Гоголя была центральной для русской литературы 1840-ых годов. Достоевский, вступая в литературу, в своих сочинениях этого периода одновременно ориентируется на него и полемизирует. К художественному переосмыслению наследия Н.В. Гоголя Достоевский будет обращаться в течение всей жизни.

В экспозиции музея представлены фотографии разных лет, скульптуры писателя, книги разных годов издания, в том числе переведённые на разные языки. Есть даже композиция из траурных лент с репродукцией портрета Ф.М.Достоевского в гробу художника И.Н.Крамского/из коллекции А.Г.Достоевской, 1881 г./

«...На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И.Н.Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветлённым лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни»/А.Г.Достоевская. Воспоминания./
«...На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И.Н.Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветлённым лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни»/А.Г.Достоевская. Воспоминания./

Была в экспозиции и посмертная маска писателя. Причём, лёжа на полке под стеклом, ничего страшного или мистического из себя не представлявшая. Но фотография этой самой маски получилась ужасающая. Я её сразу же удалила и более попыток не предпринимала.

Бюст Ф.М.Достоевского. Скульптор Л.А.Бернштам, 1881 г.
Бюст Ф.М.Достоевского. Скульптор Л.А.Бернштам, 1881 г.
Из многочисленных имеющихся бюстов Фёдора Михайловича(Р.Р.Баха и др.) я признаю замечательно передающим сходство лишь один - бюст работы Л.А.Бернштама. Кроме таланта скульптора сходство могло зависеть от того, что Бернштам встречал моего мужа(у поэта Полонского) и мог запомнить характерное выражение лица. Бернштам же снимал маску с лица покойного, пока он ещё не изменился. Остальные бюсты считаю не похожими./А.Г.Достоевская/
Ф.М.Достоевский. Скульптор С.Т.Конёнков(1933 г, США).
Ф.М.Достоевский. Скульптор С.Т.Конёнков(1933 г, США).
Достоевский на каторге. Скульптор С.Т.Конёнков(1956 г, Москва).
Достоевский на каторге. Скульптор С.Т.Конёнков(1956 г, Москва).

Невозможно даже обзорно рассказать о всех экспонатах. Поэтому я остановлюсь только на тех, которые привлекли моё внимание и чем-то "зацепили", порой даже неосознанно и необъяснимо.

Экспонат музея.
Экспонат музея.
Свеча и городской пейзаж. Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Ю.Ю.Перевезенцев(1970).
Свеча и городской пейзаж. Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Ю.Ю.Перевезенцев(1970).
Михаил Михайлович Достоевский(1820 - 1864). Художник К.А.Трутовский(1848 - 1849 гг, Курск).
Михаил Михайлович Достоевский(1820 - 1864). Художник К.А.Трутовский(1848 - 1849 гг, Курск).
Старший брат Ф.М.Достоевского, один из самых близких ему людей. Писатель, критик, переводчик, журналист. Его переводы Ф.Шиллера и И.Гёте получили в критике высокую оценку. Во время пребывания Достоевского после каторги в Семипалатинске и Твери активно представлял интересы брата в Петербурге. В 1850-ые владел табачной фабрикой. В 1861 - 1864 гг. издавал совместно с братом журналы «Время» и «Эпоха».
Андрей Михайлович Достоевский(1825 - 1897). Фотоателье А.Германа(пересъёмка с дагерротипа 1851 г.) Ярославль. Вторая половина XIX в.
Андрей Михайлович Достоевский(1825 - 1897). Фотоателье А.Германа(пересъёмка с дагерротипа 1851 г.) Ярославль. Вторая половина XIX в.
Младший брат писателя, гражданский инженер, в 1854 году окончил Инженерно - строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге и был назначен помощником архитектора в Эстляндскую строительную и дорожную комиссию.
Ф.М.Достоевский в мундире офицера Сибирского 7-го линейного батальона. Фотография Н.Лейбина(1859, Семипалатинск). Из собрания А.Г.Достоевской.
Ф.М.Достоевский в мундире офицера Сибирского 7-го линейного батальона. Фотография Н.Лейбина(1859, Семипалатинск). Из собрания А.Г.Достоевской.
Санкт - Петербург. Петропавловская крепость. Художник И.Жуков(1810 г).
Санкт - Петербург. Петропавловская крепость. Художник И.Жуков(1810 г).

А вот эта тема очень актуальна, несмотря на прошедшие годы и даже столетия)))

Бой из-за подписчиков. Карикатура. А.Траншель по рисунку Н.Иевлеева(1863).
Бой из-за подписчиков. Карикатура. А.Траншель по рисунку Н.Иевлеева(1863).
Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорблённые». Санкт - Петербург, типография Э.Праца, 1861 г. Том 1. Первое издание. С дарственным автографом П.Ф. Фермору. С военным инженером П.Ф.Фермором(1810 - 1888) Достоевский встречался в 1860-ые.
Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорблённые». Санкт - Петербург, типография Э.Праца, 1861 г. Том 1. Первое издание. С дарственным автографом П.Ф. Фермору. С военным инженером П.Ф.Фермором(1810 - 1888) Достоевский встречался в 1860-ые.
Венок из лавровых листьев, преподнесённый Ф.М.Достоевскому. 1879. Из собрания А Г.Достоевской.
Венок из лавровых листьев, преподнесённый Ф.М.Достоевскому. 1879. Из собрания А Г.Достоевской.
Личные вещи Ф.М.Достоевского.
Личные вещи Ф.М.Достоевского.

А теперь об экспонатах и экспозициях музея, которые к личности Ф.М.Достоевского имеют лишь опосредованное отношение. Это картины и иллюстрации к произведениям писателя. Это внутренний мир Достоевского глазами сторонних людей, их видение, их трактовка, их понимание гения и его произведений. Забегая вперёд, скажу - этот раздел произвёл на меня самое сильное впечатление. Местами было очень интересно, местами жутковато, местами откровенно страшно. Но абсолютно впечатляюще. Смотрите сами.

Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Почувствуй себя Родионом.
Почувствуй себя Родионом.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент рукописи.
Фрагмент рукописи.
Фрагмент рукописи.
Фрагмент рукописи.
Ф.М.Достоевский в Петербурге. Художник И.С.Глазунов. 1956 г.
Ф.М.Достоевский в Петербурге. Художник И.С.Глазунов. 1956 г.
Мёртвый Христос в гробу. Художник Г.Гольбейн - младший(1521 - 1522). Копия. Оригинал в Художественном музее г. Базеля.
Мёртвый Христос в гробу. Художник Г.Гольбейн - младший(1521 - 1522). Копия. Оригинал в Художественном музее г. Базеля.
Ф.М.Достоевский видел картину в 1867 году и был поражён её выразительностью и силой. Копия картины висит в доме Парфёна Рогожина в романе «Идиот».
Рогожин в день убийства. Художник И.С.Глазунов. 1956.
Рогожин в день убийства. Художник И.С.Глазунов. 1956.
Князь Мышкин. Художник И.С.Глазунов. 1956 г.
Князь Мышкин. Художник И.С.Глазунов. 1956 г.
Настасья Филипповна. Художник И.С. Глазунов. 1956 г.
Настасья Филипповна. Художник И.С. Глазунов. 1956 г.

Если считать, что глаза - зеркало души, не кажется ли вам, что душа Настасьи Филипповны- бездна? А Парфён Рогожин и князь Мышкин - родственные души? Или их породнила бездна?

Мне думается, создатели фильма «Даун Хаус»(2001) на сто процентов угадали с выбором актрисы на роль Настасьи Филипповны. Актриса Анна Букловская.
Мне думается, создатели фильма «Даун Хаус»(2001) на сто процентов угадали с выбором актрисы на роль Настасьи Филипповны. Актриса Анна Букловская.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
Фрагмент экспозиции музея.
«…кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»(Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»).
«…кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»(Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»).

Это, конечно, лишь малая часть моих впечатлений о музее «Московский дом Достоевского». Одного посещения мало. Мне точно было мало. Музей многогранен и многослоен, как и произведения Фёдора Михайловича. Да как и он сам. Так что если кто ещё не был - очень рекомендую. Скучать не придётся, вот увидите. Немного о меркантильном насущном. Поход в музей обошёлся нам в 400 ₽(льготный билет для пенсионеров). Внук, как ребёнок до 16 лет, прошёл бесплатно.

На посещении музея наш день не закончился. Но об этом в следующий раз. Иначе я эту статью вообще никогда не закончу.

На сегодня у меня всё. Но только на сегодня))) Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️

О чём я писала ранее ЗДЕСЬ⤵️

✓2023 г.

2022 г.

2021 г.

✓Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.

С вами была автор канала, меня зовут Ольга и я всегда рада новым гостям и хорошим людям!💖

Автор в зеркале истории.
Автор в зеркале истории.

Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!

Тема дня: Игорь Корнелюк - Музыка к телевизионному фильму «Идиот»(по роману Ф.М. Достоевского).

✓P.S. Продолжение всенепременно последует...

***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***

✓Дорогие мои, ваши 👍 - это ваши приветы мне и моему каналу. Ваши комментарии - это ваша поддержка для меня и одобрение того, что я делаю. Обратная связь - это как знак того, что всё не напрасно, всё не зря. Спасибо, что вы у меня есть❤️ Спасибо, что вы остаётесь со мной❤️