✓Московский дом Достоевского, я художник, я так вижу, и прочие события.
✓30.07.2024 г, вторник.
- Время года: первый день последнего месяца лета .
- Время суток : как придётся.
- Настроение: очень хорошее 😃.
- Книга: Слава Сэ(Вячеслав Солдатенко) — "Когда утонет черепаха"(2018), Часть 4. Паша.
- Цитата дня
(Он:)хоть в постель не тянет, из чего возникает иллюзия уважения к (ней) как личности.
✓Предыдущая публикация ЗДЕСЬ ⤵️
Всем здравствовать! Вы на канале ™Закат Солнца Вручную™, который продолжает свою работу. С вами как обычно автор и администратор - распорядитель канала, меня зовут Ольга, и я очень рада всем, кто заглянул в гости! Добро пожаловать!
Проходите, располагайтесь комфортно в уютной закатной гостиной. Мы начинаем. А точнее, мы продолжаем повествование о московских каникулах моих внуков. Коих на момент написания статьи в моём свободном доступе имеется один персонаж. Вот с этим персонажем, внуком по имени Артём Леонидович, мы и совершили поход в музей. Который(поход) изначально был в списке мест, желательных к посещению. Нас снова, в который уже раз, ждала станция метро Достоевская.
Выходим на улицу Достоевского(бывшую до 1954 г. Новой Божедомкой). Там мы сразу же видим здание Мариинской больницы для бедных, построенной в 1803 - 1805 годах. Здесь работал отец писателя. И здесь установлен памятник Ф.М.Достоевскому.
Жаль, что вход на территорию ограничен. Посмотрели на памятник из - за забора. И вот он - музейный комплекс «Московский дом Достоевского», где будущий писатель провёл свои детские годы, от рождения до 15-и лет, до поступления в Главное инженерное училище в Санкт - Петербурге.
Сразу же после смерти Ф.М.Достоевского его вдова, удручённая потерей любимого человека, принялась за разбор его бумаг, документов, вещей. Ей хотелось сохранить память о муже для себя и своих детей. В траурные дни 1881 года она не могла и предположить, какой масштаб приобретёт её деятельность и каков будет её результат.
Конечно, А.Г.Достоевская понимала значимость фигуры супруга, его место в ряду русских писателей, отдавала отчёт в исторической и культурной ценности всего, что связано с его творчеством и личностью. Многие годы она была верным помощником Фёдора Михайловича на литературном поприще, в деталях знала перипетии его судьбы, изучила его склад души и характер. Накопленный ею богатый опыт деятельности литературного секретаря позволил ей быстро сориентироваться в материале и приступить к его систематизации и отбору.
Зимой 1886 года А.Г.Достоевская познакомилась с учёным секретарём Императорского исторического музея В.И.Сизовым. К этому времени у неё уже собрался значительный документальный и мемориальный материал(«несколько сундуков»), связанный с биографией и творческим наследием Ф.М.Достоевского, и она искала учреждение, куда бы могла передать своё собрание на вечное хранение. Она спросила Сизова, не заинтересует ли Исторический музей её коллекция. Сизов попросил показать материалы и был потрясён их объёмом и качеством. С удивлением и восхищением он заметил: «Мне вчера, когда мы с вами говорили, подумалось: у барыни, может быть, имеется всего три - четыре портрета и бюста, а она хочет для них чуть не целую залу, но всё таки решил посмотреть. Но теперь, когда я видел, какими сокровищами вы обладаете, я могу обещать вам положительно, что для вашего собрания будет отведена отдельная комната». Достоевская написала письмо директору Исторического музея И.Е.Забелину и уже через неделю получила от него положительный ответ. Той же весной она отправилась в Москву и осмотрела помещение, в котором предполагалось открытие «Музея памяти Ф.М.Достоевского». началась работа по изготовлению оборудования и витрин. Вскоре музей был открыт.
В связи с тем, что часть материалов находилась в собственности несовершеннолетних детей Достоевского, было принято решение, что до исполнения срока и возможности юридического оформления дарения, материалы передаются на временное хранение. В 1906 году, когда эти обстоятельства были благополучно преодолены, коллекция «Музея памяти Ф.М.Достоевского» в количестве 4 232 единиц хранения была передана в полную собственность Императорского исторического музея. К этому времени А.Г.Достоевская подготовила и опубликовала научный «Библиографический указатель» коллекции.
До своей смерти в 1918 году А.Г.Достоевская продолжала собирать материалы и передавать их в фонд «Музея памяти Ф.М.Достоевского».
В 1928 году музей был упразднён. Значительная часть коллекции в 1932 году перешла в состав открытого в Москве «Музея Ф.М.Достоевского», ставшего в 1940 году частью Государственного литературного музея./Из материалов экспозиции музея «Московский дом Достоевского»/.
Впрочем, лучше один раз посмотреть. В музее три этажа. Первый этаж - мемориальная экспозиция, воссоздающая интерьеры комнат дома.
Особое место в экспозиции музея занимает бюст Н.В.Гоголя. Так же как сам Гоголь занимал особое место в жизни Ф.М.Достоевского.
Фигура Н.В.Гоголя была центральной для русской литературы 1840-ых годов. Достоевский, вступая в литературу, в своих сочинениях этого периода одновременно ориентируется на него и полемизирует. К художественному переосмыслению наследия Н.В. Гоголя Достоевский будет обращаться в течение всей жизни.
В экспозиции музея представлены фотографии разных лет, скульптуры писателя, книги разных годов издания, в том числе переведённые на разные языки. Есть даже композиция из траурных лент с репродукцией портрета Ф.М.Достоевского в гробу художника И.Н.Крамского/из коллекции А.Г.Достоевской, 1881 г./
Была в экспозиции и посмертная маска писателя. Причём, лёжа на полке под стеклом, ничего страшного или мистического из себя не представлявшая. Но фотография этой самой маски получилась ужасающая. Я её сразу же удалила и более попыток не предпринимала.
Из многочисленных имеющихся бюстов Фёдора Михайловича(Р.Р.Баха и др.) я признаю замечательно передающим сходство лишь один - бюст работы Л.А.Бернштама. Кроме таланта скульптора сходство могло зависеть от того, что Бернштам встречал моего мужа(у поэта Полонского) и мог запомнить характерное выражение лица. Бернштам же снимал маску с лица покойного, пока он ещё не изменился. Остальные бюсты считаю не похожими./А.Г.Достоевская/
Невозможно даже обзорно рассказать о всех экспонатах. Поэтому я остановлюсь только на тех, которые привлекли моё внимание и чем-то "зацепили", порой даже неосознанно и необъяснимо.
Старший брат Ф.М.Достоевского, один из самых близких ему людей. Писатель, критик, переводчик, журналист. Его переводы Ф.Шиллера и И.Гёте получили в критике высокую оценку. Во время пребывания Достоевского после каторги в Семипалатинске и Твери активно представлял интересы брата в Петербурге. В 1850-ые владел табачной фабрикой. В 1861 - 1864 гг. издавал совместно с братом журналы «Время» и «Эпоха».
Младший брат писателя, гражданский инженер, в 1854 году окончил Инженерно - строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге и был назначен помощником архитектора в Эстляндскую строительную и дорожную комиссию.
А вот эта тема очень актуальна, несмотря на прошедшие годы и даже столетия)))
А теперь об экспонатах и экспозициях музея, которые к личности Ф.М.Достоевского имеют лишь опосредованное отношение. Это картины и иллюстрации к произведениям писателя. Это внутренний мир Достоевского глазами сторонних людей, их видение, их трактовка, их понимание гения и его произведений. Забегая вперёд, скажу - этот раздел произвёл на меня самое сильное впечатление. Местами было очень интересно, местами жутковато, местами откровенно страшно. Но абсолютно впечатляюще. Смотрите сами.
Ф.М.Достоевский видел картину в 1867 году и был поражён её выразительностью и силой. Копия картины висит в доме Парфёна Рогожина в романе «Идиот».
Если считать, что глаза - зеркало души, не кажется ли вам, что душа Настасьи Филипповны- бездна? А Парфён Рогожин и князь Мышкин - родственные души? Или их породнила бездна?
Это, конечно, лишь малая часть моих впечатлений о музее «Московский дом Достоевского». Одного посещения мало. Мне точно было мало. Музей многогранен и многослоен, как и произведения Фёдора Михайловича. Да как и он сам. Так что если кто ещё не был - очень рекомендую. Скучать не придётся, вот увидите. Немного о меркантильном насущном. Поход в музей обошёлся нам в 400 ₽(льготный билет для пенсионеров). Внук, как ребёнок до 16 лет, прошёл бесплатно.
На посещении музея наш день не закончился. Но об этом в следующий раз. Иначе я эту статью вообще никогда не закончу.
На сегодня у меня всё. Но только на сегодня))) Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️
✓О чём я писала ранее ЗДЕСЬ⤵️
✓2023 г.
✓2022 г.
✓2021 г.
✓Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.
✓С вами была автор канала, меня зовут Ольга и я всегда рада новым гостям и хорошим людям!💖
Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!
✓Тема дня: Игорь Корнелюк - Музыка к телевизионному фильму «Идиот»(по роману Ф.М. Достоевского).
✓P.S. Продолжение всенепременно последует...
***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***