Найти тему
Просто о сложном

Жители области ждут от местных властей новых дорог, а не латания ям на старых

Оглавление

Муниципальный дорожный фонд не выполняет изначально возложенной на него функции. Это видит каждый житель Саратовской области. В первую очередь автомобилисты, от которых весной поступило огромное количество жалоб на состояние асфальта. Он явно не соответствовал стандартам и возвращал нас в те годы, когда ситуация с дорогами была просто катастрофической. Пора уже сейчас задуматься о необходимости вносить коррективы, чтобы вновь не уйти в разбитые дороги.

Напомню предысторию муниципальных дорожных фондов. С 1 января 2014 года были созданы муниципальные дорожные фонды. Изначально они пополнялись за счёт акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет и иных поступлений в местный бюджет, утверждённых решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.

В 2019 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым законом субъекта Российской Федерации могли быть установлены единые нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты. 23 июня 2020 года депутатами Саратовской областной Думы был принят Закон об установлении единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Саратовской области от транспортного налога, согласно которому был установлен единый норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Саратовской области от транспортного налога в размере 100%. Закон вступил в силу с 1 января 2021 года.

На его необходимости убедительно настаивал Председатель Госдумы Вячеслав Володин, чтобы у муниципалитетов была возможность больше средств тратить на строительство новых дорог. Параллельно с этим часть региональных дорог была передана на федеральный уровень, а наиболее загруженные и межрайонные – стали региональными. Таким образом, количество муниципальных дорог значительно сократилось. Было принято решение, что деньги от налога на транспорт, от акцизов на бензин поступают в данные фонды и муниципалитеты могут на них строить дороги и ремонтировать дворы многоквартирных домов.

За счёт чего пополняются муниципальные дорожные фонды?

В качестве акцизов на топливо согласно региональному закону в местные бюджеты поступает 15% от собранных налоговых доходов консолидированного бюджета. Эта цифра за последние три года практически не меняется и составляет порядка 1,2 млрд рублей.

Транспортный налог в муниципальных дорожных фондах в целом составляет ежегодно 2,8 млрд рублей. При этом основная доля поступлений по транспортному налогу, свыше 45%, приходится на Саратов.

Доходы от платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения большегрузами – интересный момент, данные доходы в 2024 году запланированы только в консолидированном бюджете Лысогорского района в размере 20,8 млн рублей. В других районах тяжеловесная техника не разбивает асфальт? Или просто заниматься этим местные власти не хотят?

А доходы от штрафов за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта в муниципалитеты за последние три года и вовсе не поступали.

Собственные налоговые и неналоговые доходы в муниципальные дорожные фонды за последние три года закладывали только 15 муниципальных образований. Общая сумма здесь ни разу не превышала 500 млн рублей в год, при этом львиная доля, 88%, в 2022 и в 2023 годах приходилась на Саратов. Зато из областного бюджета районы с удовольствием принимают огромные суммы. В 2022 году – 3,4 млрд рублей, в 2023 – 3,8 млрд рублей, в 2024 – запланировано поступление почти 6 млрд.

Общий объём доходов муниципальных дорожных фондов в 2022 году таким образом составил 8,2 млрд рублей, в 2023 году – 8,8 млрд рублей, в 2024 году он запланирован в размере 10,8 млрд рублей.

-2

Переходим к расходам.

Большая часть средств муниципальных дорожных фондов тратится на ремонт (порядка 47%) и содержание дорог (в среднем за три последних года – 34%). На строительство дорог при этом направляется лишь 13%, а на ремонт дворовых территорий – оставшиеся 6%. Удельные показатели при этом по всем направлениям из года в год практически не меняются, только на ремонт дворов в этом году запланировано направить больше средств, чем в прошлые годы, за счёт сокращения других статей расходов. И всё равно это будет 1 млрд рублей, то есть десятая часть всего муниципального дорожного фонда. Чуть больше, 1,4 млрд, пойдёт на строительство дорог. Достаточно ли этого? Конечно, нет.

-3
-4
-5

Что говорить людям в частном секторе, которые просят дороги, которых у них никогда не было, но за счёт налогов которых исправно пополняется муниципальный дорожный фонд? Если правду – то с таким подходом дорог они не дождутся. Да и муниципалитет не спешит ставить многие грунтовые дороги на баланс, чтобы не портить себе статистику.

-6

А это прямая задача муниципалитетов – ставить дороги на баланс, строить их там, где это необходимо, проводить вовремя ремонт. И при нынешней ситуации, учитывая большое количество обращений от граждан, мы видим, что с этой ситуацией они не справляются. А раз люди видят, что ситуация не улучшается, значит нужно в корне пересмотреть отношение к использованию муниципальных дорожных фондов. От латания ям по весне переходить к проектированию и строительству качественных безопасных дорог в муниципалитетах, учитывая, что такая возможность сегодня у них есть.