БАБА ДОКИЯ, б а б а М а р т а, у восточнороманских народов старуха - героиня этиологического мифа, объясняющего неустойчивость весенней погоды. Сходный образ известен и низшей мифологии народов Средиземноморья: у французов - Мерлу, у франко-швейцарцев - Рульон, у арабов - Тамгарт. Баба Докия наносит оскорбление уходящему, как правило, последнему зимнему месяцу (февралю, марту, реже январю или апрелю), насмехаясь над его бессилием. Или преждевременно радуясь окончанию зимы, в первые теплые дни отправляется со стадом овец, коз или коров на пастбища, чаще всего горные. В восточнороманской традиции Баба Докия каждый день сбрасывает по одному кожуху (всего их 9 или 12), отчего первые дни марта в Буковине и называются кожухами; когда она остается в одной рубашке, неожиданно ударяет мороз. Его насылает оскорбленный месяц, одолживший для расплаты со старухой 3, 9 или 12 дней у последующего (или предыдущего) месяца. В традициях восточного Средиземноморья сюжет заканчивается окаменением старухи и её стада, или Баба Докия обращается в исток р. Сучавы, старуху уносит в море ливень (Палестина). В лругих восточнороманских вариантах Баба Докия посылает невестку за земляникой, та выполняет наказ с помощью марта (ангела, Господа и св. Петра).Тогда в горы отправляется сама Баба Докия с сыном Драгобете (ему посвящается 24 феврала или 1 марта), Драгомиром или Йованом и погибает с ним (ср. славянскую сказку о 12 месяцах).
Г. И. Кабакова.