График изменения крутящего момента двигателя и мощности в зависимости от оборотов взят в свободном доступе интернета. Для каждого двигателя графики будут отличаться, но мы рассмотрим принцип измерения параметров и как определяются наиболее выгодные моменты эксплуатации двигателя. Двигатель характеризуют три величины: мощность, число оборотов и выдаваемый крутящий момент. Мощность представляет из себя производную крутящего момента и оборотов и получается их перемножением. Мы будем работать со всеми тремя величинами. В интернете в свободном доступе можно найти графики зависимости мощности и крутящего момента, выдаваемого двигателем , на всем диапазоне оборотов работы мотора. Рассмотрим для примера ДВС бензиновый, Дизельные немного отличаются. Крутящий момент двигателя будет расти примерно до 2000об./мин., какое то время, примерно до 2700 об./мин. сохраняться на этом уровне, затем начинает падать. Так же будет и с мощностью. Она будет расти до примерно 3500 об./мин. За счет увеличения оборотов, а затем тоже начнет падать. Крутящий момент зависит от количества цилиндров, компрессии в цилиндрах и т.д. и является своего рода силой, развиваемой двигателем. Расходуется он на внутреннее потребление и выдается на сторону, т.е. расходуется, как эффективная мощность. График показывает, что максимальный отдаваемый момент находится в районе 2700 оборотов, а затем уменьшается и двигатель начинает больше потреблять его на преодоление внутренних усилий. Максимальная отдаваемая мощность находится в районе 3500 об.мин. и получается так потому, что момент убывает медленнее, чем растут обороты. Как я говорил, что для каждого двигателя эти графики будут отличаться, Так же графики, т. е. параметры работы двигателей будут меняться в процессе эксплуатации. При обкатке они растут, какое то время будут практически постоянны, а затем будут по понятным причинам падать и двигатель будет необходимо ремонтировать или менять на новый. Можно утверждать, что при максимальном моменте двигатель будет расходовать минимум топлива, а после точки максимальной мощности на шкале оборотов, т.е. свыше 3500 об. мин. его эксплуатация нецелесообразна. Для получения всех этих точек двигателя необходимо иметь стенд, конструкция которого позволяла бы получать параметры работы двигателя на всем диапазоне оборотов. Такие стенды существуют, но не получили широкого распространения из за их сложности и дороговизны. Мне удалось разработать конструкцию простую, дешевую, которую может изготовить даже самодельщик своими силами при небольших финансовых затратах, а так же легко его эксплуатировать. Хотелось бы услышать мнение профессионалов и любителей работающих с двигателями.