Усадьба Кусково, объединившая в себе в XVIII веке земли графов Шереметевых и князей Черкасских, стала обширным имением площадью 230 га. В 1750-1770 годах под руководством Петра Шереметева и при непосредственной деятельности крепостных мастеров зодчих Алексея Миронова и Федора Аргунова велось активное строительство на территории усадьбы. Резиденция была реконструирована в стиле «елизаветинского барокко», а окружали ее многочисленные места отдыха и аттракции. В настоящее время это ГБУК г.Москвы «Музей-усадьба Кусково», с сохраненным ее былым величием и архитектурно-художественным ансамблем XVIII века. Располагается он в районе Вешняки Восточного округа Москвы, площадь составляет 26 га.
История Усадьбы Кусково: как появилось величественное имение Шереметевых
Летописные документы содержат упоминание о боярском поместье Кусково и о его владельцах – роде Шереметевых с XVI века. Оно располагалось посреди домов крепостных крестьян. Рядом стояла деревянная церковь. Вокруг всей территории имения раскинулись земли князей Черкасских, отсюда и название «Кусково» – кусок земли. Объединение двух семей в одну в результате брака Петра Шереметева и Варвары Черкасской позволило расширить и границы «Кусково» – земли, окружавшие имение – село Вешняково, были отданы в качестве приданого единственной наследнице князей Черкасских.
Читайте также: Усадьба Воронцово. Воронцовский парк.
В течение 20 лет XVIII века П.Шереметев воплощал в жизнь свои замыслы о реконструкции усадьбы. В его планы входили: изменение внешнего облика самого дворца, разбитие красивого парка, создание искусственных водоемов, украшение прилежащей территории модными архитектурными формами, произведениями искусства. Его имение должно было стать загородным комплексом с увеселительными сооружениями для проведения массовых роскошных приемов гостей. Вокруг вырастали беседки, павильоны, гроты, где можно было хорошо отдохнуть. Кроме того, были выстроены зверинец, оранжерея, кунсткамера, прудовая флотилия.
Резиденция четы Шереметевых получила после перепланировки в 1774 году одноосевое расположение помещений. Все комнаты тянулись друг за другом по одной линии. Архитектурный ансамбль состоял из трех частей и включал в себя: французский регулярный – имеющий правильную геометрическую планировку парк с мраморными статуями и прудами, располагающийся в зоне Дворца, английский парк «Гай», запрудную часть парка со зверинцем. Строения усадьбы были выполнены в разных европейских стилях. Так, здесь размещались: «Дворец», «Итальянский домик», «Грот», «Голландский домик», «Эрмитаж» – хижина отшельника, «Швейцарский домик», «Кухонный флигель», «Большая каменная оранжерея», «Американская оранжерея», «Воздушный театр».
Читайте также: Екатерининский дворец
В Усадьбе чета Шереметевых с удовольствием принимала гостей, устраивала пышные балы и пиры. Здесь была библиотека для ценителей книг, кунсткамера с коллекциями редких предметов и произведений искусства. На пруду разыгрывали потешные военные бои, а парк обещал много сюрпризов для посетителей: например, здесь была изба с веселой шумной компанией и прекрасными яствами, которые лишь казались вкусными. На самом деле они были выполнены из воска – шутки ради. За один прием резиденция могла принять более 30 тысяч гостей. За время своего существования в ней побывали многие влиятельные люди того времени, в том числе и Екатерина II.
После смерти Петра Шереметева в 1788 году усадьба потеряла тот широкий размах светских приемов, которыми славилась. Уже не прибывали на балы все желающие знатные люди, как раньше их созывали. Усадьбу можно было посетить только с личного разрешения нового владельца – графа Николая Шереметева, сына Петра Шереметева – крупного общественного, государственного и культурного деятеля России. Переданное ему по наследству родовое Кусково он использовал как загородное имение, поддерживал в нем чистоту и бережно содержал его. Но к массовым празднованиям и увеселительным гуляниям новый владелец охоты не имел. При нем была построена последняя из строительных сооружений в центральной части усадьбы – Колокольня.
Читайте также: Теремной дворец
В следующем поколении, с начала XIX века, владение находилось в собственности сына Николая Шереметева от его тайного неравного брака с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой – Дмитрия Шереметева, а затем и его внука – Сергея Дмитриевича, ставшего последним родовым владельцем имения. Он использовал усадьбу как свою дачную местность. При нем был выстроен Швейцарский домик в регулярной части имения и некоторые постройки в Запрудной и Пейзажной частях. Роскошные приемы и вовсе прекратились, оставив лишь память о былой щедрости и гостеприимстве прежних хозяев резиденции.
После революции 1917 года: утрата родового имения
Последним владельцем имения Кусково стал Сергей Дмитриевич Шереметев. После вспыхнувшего Октябрьского переворота 1917 года ему пришлось отказаться от прав на собственность родового поместья и передать все владения в распоряжение пришедших к власти большевиков. Все имущество графов Шереметевых было национализировано. Совет народных комиссаров своим постановлением от 23 октября 1918 года объявил национализированные владения Государственным музеем – усадьбой «Кусково». С 1 мая 1919 года он был открыт для посещения его посетителями. Сам Сергей Шереметев был назначен составителем описи всех имеющихся музейных ценностей усадьбы. Вскоре, 4 декабря 1918 года он ушел из жизни.
Постановление правительства об утверждении музея фактически спасло усадьбу и оставило ее в первозданном виде. В 1932 году имеющиеся фонды музея были дополнены по указу Наркомпросса РСФСР важными коллекционными предметами музея керамики, а в 1938 году они были объединены в один крупный музейный комплекс. Тому предшествовало постановление президиума ВЦИК.
Музей расширялся экспонатами, в него постоянно завозили новые коллекционные предметы и он сохранился до наших дней, став одним из самых крупных в России музейных хранилищ фарфора и стекла. Обстановочный комплекс имения Шереметевых, архивный, художественный и библиотечный фонды вместе насчитывают более 50 тысяч предметов.
Благодаря своим уникальным коллекциям и архитектурным ландшафтным памятникам родовой усадьбы графов Шереметевых, музей добился успеха и стал одним из главных учреждений культуры в Москве. Его выставочная деятельность проходит интенсивно и разнообразно. Музей принимает активное участие во всевозможных межрегиональных и международных проектах. Налажено деловое сотрудничество с главными музеями Москвы и других городов России, с которыми нередко проводятся совместные выставки.
Музей-усадьба не только уникальный и роскошный исторический памятник, навсегда неподвижно застывший во времени. В нем течет жизнь, он эволюционирует, здесь не смолкает говор людей – выставки экспонатов из коллекции керамического музея и самой усадьбы проводятся для всех желающих. В летний период сюда приходят не только любители истории, но и поклонники классической музыки. Уже стало традицией организовывать в усадьбе фестивали, на которых с большим удовольствием выступают приглашенные российские и зарубежные исполнители. Звучит музыка и сердце замирает. Слышна не только мелодия инструментов, но и музыка, застывшая в регулярном французском парке, окружающем усадьбу, в красоте неподвижно стоящих архитектурных памятников, в самой атмосфере, пропитанной историей этого дворца.
Уникальные строения: три составляющих архитектурного ансамбля Кусково
Созданный в XVIII веке архитектурный парковый ансамбль усадьбы «Кусково» складывался из трех частей.
Ансамбль Почетного двора
Расположены композиции ансамбля на берегу Большого пруда. Самой первой старинной постройкой родовой усадьбы является Церковь, возведена она была в стиле «аннинского барокко». Напротив нее выстроена Колокольня, ставшая самым последним строением в имении. Ансамбль дополнен Кухонным флигелем, которое по обыкновению того времени, во избежание опасности возникновения пожара было вынесено в отдельно стоящее здание.
Сам Дворец завершает перечень объектов первого ансамбля. Своей грандиозностью он занимает в нем доминирующее положение. Над его проектом работал московский архитектор, инженер – строитель Карл Иванович Бланк, известный своими храмовыми постройками, один из последних представителей стиля барокко, ставший первым по времени архитектором раннего классицизма.
Ансамбль французского регулярного парка и сопровождающих строений
Его составляют: сам регулярный парк, сложная гидросистема из каналов, прудов и мостов, припарковые павильоны.
Французский парк Кусково, с его мраморной статуей, обелисками, до настоящего времени единственный в своем роде во всей Москве. Павильоны «Эрмитаж» и «Вольер» расположены симметрично относительно центральной оси. На противоположной стороне от Дворца высится «Большая каменная оранжерея». В западной и восточной частях имения уютно пристроены «Голландский домик» и «Итальянский домик», они сохранились до наших времен почти без потерь.
Ансамбль английского парка Гай
Главные строительные сооружения этого ансамбля: «Дом Уединения», «Портретная галерея», и «Театр». «Дом Уединения» использовался графской семьей для фактического проживания в нем. Здесь нашел успокоение Петр Шереметев.
Среди служебных построек: «Псаренный двор», «Конюшенный двор», «Менажерея» – специально выстроенный домик для водоплавающих птиц, теплицы в американском стиле для выращивания разнообразных экзотических фруктов, растений, кухни – по отдельной в каждой постройке.
Для развлечений и разнообразия проведения свободного времени устроены «Аллея игр», «Карусель», «Потешная флотилия» на пруду с небольшим количеством гребных судов, музеи и усадебная библиотека.
Все это давало возможность планировать гремящие по всей округе увеселительные торжественные приемы, где одновременно могли присутствовать 30 и более тысяч гостей. Программа праздников была широкой и обещала каждому присутствующему получить массу удовольствия. Здесь проводились церковные ритуальные службы, фольклорные представления, морские парады, выступали роговые оркестры. Под хоровое пение и веселый смех самих гуляющих можно было кататься по глади пруда на лодках. Одним из самых любимых мероприятий были фейерверки.
Во Дворце проходили балы. Праздничный сценарий включал в себя дивертисменты и театральные представления. В Шереметевском театре выступали крепостные актеры, в то время он считался одним из самых профессиональных и лучших представителей театральной культуры в Москве. В нем организовывались оперные и балетные постановки. Для этого существовало две сцены: Воздушная – открытая площадка, вместимостью до 100 мест, и Новая – закрытого типа, которая могла вместить единовременно до 150 человек.
Приемы не были закрытыми, они проводились в демократическом стиле: приглашались самые именитые и знатные семьи, но вместе с тем, впускались все, кому угодно было прийти.
Обелиск из мрамора – подарок Екатерины II, дарованный Петру Шереметеву в память о ее визите в Кусково (присутствие столь важного гостя было отмечено шестью разами) в 1786 году. Подарок был преподнесен по случаю проведения праздных мероприятий к 10-летию Кючук-Кайнаджирского мира, заключенного с турками.
Помимо Екатерины II, Дворец посещали польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II.
Над созданием целостного и совершенного по художественному замыслу архитектурного ансамбля в течение нескольких десятилетий трудились и крепостные мастера зодчие, и получившие известность архитекторы, живописцы, знатоки высокого искусства. Творчество многих талантливых мастеров разных направлений создавало в кусковском ансамбле синтез искусств, придающий усадьбе универсальный характер: архитектура, парки и сады, скульптура, живопись, театр, музыка, библиотека, ботанические раритеты – все присутствовало здесь в тесной гармонии друг с другом.
Что посмотреть в Кусково, основные достопримечательности
Они открыты для посещения и созерцания красоты времен Шереметевых.
Дворец
Основное, самое значительное сооружение роскошного имения. Построен в 1769-1775 годах. Его главное предназначение – торжественный прием высокопоставленных гостей в летнее время. До наших дней полностью сохранились подлинные элементы интерьера: печи, камины, дощатые полы, зеркала, осветительные приборы, декоративная живопись, резьба по дереву, лепнина из папье-маше.
Дворец (Большой или Розовый дом) деревянный, построен в стиле русского раннего классицизма, в то же время имеет типичные для того времени особенности каменных дворцовых построек. У фасада здания три колонных портика. Самый большой из них – центральный, он расположен посередине и выглядит торжественно. Его фронтон украшен затейливым вензелем первых букв имени и фамилии Петра Шереметева – «PS» под графской короной, окаймленный пышной резьбой по дереву. Два боковых портика имеют полукруглые фронтоны с вырезанными на них военными атрибутами. К парадному входу дворца подводит белокаменная лестница, по бокам оборудованы два пологих пандуса для беспрепятственного въезда карет. Каждый пандус величаво встречает двумя фантастическими фигурами сфинксов, расположенных внизу с обеих сторон. Это женщины с телом льва.
Внутренняя отделка помещений поражает умело подобранным тонким декором и изящной мебелью. На стенах – картины и полотна выдающихся русских живописцев, потолки декорированы росписями. В галерее развешаны портреты монархов: русских и европейских. Парадная спальня богата коллекциями гравюр, привезенных из Англии и Германии.
Все помещения расположены на одной оси, в строгой поочередной последовательности, комнаты сообщаются друг с другом дверными проемами и открываются одна за другой, что отвечает модному анфиладному построению интерьеров.
Во Дворце размещены огромные парадные залы, в том числе танцевальный для проведения балов. Чтобы пощеголять перед гостями и создать видимость бесконечного коридора, граф разместил в танцевальном зале по всей противоположной окнам стене высокие, в полный рост, зеркала.
Самый первый зал, куда попадали прибывшие гости, были Парадные сени – Вестибюль. Он имел торжественное строгое оформление в сочетании с искусно выполненными декоративными элементами. Для их создания был приглашен известный декоратор, немецкий скульптор Иоганн Юст. Он умело работал с простыми дешевыми материалами для создания объектов декора, ничем не уступающих своим внешним великолепием дорогостоящим мраморным и бронзовым предметам. В ход шли папье-маше – тисненая бумага, дерево, гипс. Его руками расписаны по штукатурке «под мрамор» пилястры и тены вестибюля. Декоративные алебастровые вазы с гирляндами из всевозможных фруктов и овощей схожи со старинной бронзой, сами же выполнены из тисненой бумаги. Живописные панно с тематикой античной истории, военные атрибуты, герб рода Шереметевых исполнены «гризалью» и создают эффект скульптурных рельефов.
Каждый отдельный зал по желанию П.Шереметева, следовавшему последним тенденциям моды, был оформлен в разной цветовой гамме. Комнаты так и стали называть по цвету обивки: известны белая, голубая, малиновые залы.
Были и камерные уютные комнаты – для небольшого круга лиц. Бильярдная, карточные комнаты, картинная галерея, библиотека служили для проведения досуга. В шпалерной, украшенной гобеленами комнате организовывались музыкальные и романтичные семейные вечера. Вседневная спальня предназначалась для дневного отдыха членов семьи Шереметевых и гостей.
Была в замке и гостиная с механическим органом, который одновременно служил часовым механизмом. В разный период дня, в установленные часы звучала одна из десяти запрограммированных мелодий, конкретному времени соответствовала своя композиция.
Реставрационные работы по восстановлению интерьеров Дворца, проведенные в 1976-1983 годах, основывались на данных сохранившихся описей 1780-1790 годов. По имевшимся образцам, полученным из изображений и остатков найденных небольших частей материй за плинтусами и мебелью, а также аналогам воссоздано утраченное в XIX веке тканое убранство мебели и стен.
Много было потрачено труда на восстановление парадной опочивальни, декорированной зеленым шелком с розами. Эта комната была предназначена специально для Екатерины II и создана для ее пребывания там, когда величественная особа приняла решение посетить усадьбу Шереметевых.
Итальянский домик
Основное предназначение домика, отстроенного в итальянском стиле – организация малых по масштабности приемов. Возведен дом в 1754-1755 годах по проекту Ю.И.Кологривовова, слывшего в кругах знатоком искусства и имеющего соответствующее архитектурное образование, полученное в Риме.
Небольшой, но уютный двухэтажный дворец напоминал музей, в нем с неподдельным интересом, характерным для XVIII века, были собраны раритетные предметы, редкие произведения искусства – подлинники итальянской живописи и декоративно-прикладного творчества. Роскошные картины, выполненные из бисера и разноцветного мрамора, точные модели вифлеемской и иерусалимской церквей, помещенные в стеклянные футляры, предметы античной скульптуры и много других редкостей занимали весь первый этаж дома. Зрительно он казался снаружи ниже по сравнению со вторым этажом, где размещались комнаты для приема гостей.
Фасад дома специально был отделан так, чтобы угадывалось предназначение каждого из этажей. Нижний был невзрачен, с простыми квадратными окнами. Верхний же имел высокие оконные проемы, лоджии и балконы с ажурными ограждениями, карнизы с красивой балюстрадой. Окружал дом пруд, клетки для пернатых. Объединение этих предметов в одном месте создавало у присутствующих ощущение пребывания в Италии.
Грот
Самое экзотическое среди всех архитектурных строений усадьбы Шереметевых.
Выстраивался Грот с 1756 по 1761 года. В дальнейшем, вплоть до 1775 года оформлялся внутренний интерьер павильона. Над ним корпел немецкий мастер «гротических дел» Иоганн Фохт.
Весь облик Грота отсылает мысленно к теме морского дна. В оформлении отделки применялись натуральные ракушки, специально приобретенные графом Шереметевым для обустройства «подводных пещер», мрамор, цветное стекло, драгоценные металлы, кусочки зеркал, лепнина из гипса, туф – кусочки пористой горной породы. Стены и потолок комнат были щедро украшены ими, невольно погружая в сказочный подводный мир всех входящих в Грот. Основная тема интерьера, не подлежащая отступлению – это «Стихия воды в камне», и мастер твердо следовал ей.
Внешний вид здания, построенного по проекту крепостного архитектора Ф.Аргунова, создавал иллюзию. Казалось, что из стоящей на куполе каменной вазы бьет фонтан, и вода будто растекается по самой крыше, бежит по колоннам и расходится у основания здания тремя кругами. Усиливало общее впечатление этой картины переливчатое отражение Грота в ряби находящегося у его подножия водоема – Итальянского пруда.
Завершающие работы по украшению павильона заключались в установлении в его нишах деревянных и глиняных кукол, высотой в половину роста взрослого человека. Куклы тщательно были украшены морскими и речными раковинами, создавая еще большую выразительность внутреннему убранству помещения.
Чтобы не отвлекать от внутренней роскоши, в интерьер была добавлена лишь одна простая люстра и 16 жестяных бра с листами и фарфоровыми цветами.
В Гроте один большой зал и два кабинета. В центральном зале на уровне подоконника выстроена панель, своего рода пьедестал. На нем расположены коринфские золоченые колонны, тянущиеся к сводам купола. Всего их восемь пар. Окна-люкарны на куполе, затянутые тканями зеленого цвета, вместо солнечного света впускали в помещение зеленовато-изумрудный свет, так похожий на воду.
Внутренние стены центрального помещения расписаны пастельными тонами в стиле «под мрамор». Это придавало некоторую сдержанность и торжественность главному залу. Гулкая высота купола, обилие света и воздуха ошеломляюще контрастировали с сумраком, царящим в «подводных пещерах» боковых ризалитов.
Два боковых кабинета, по архитектурной задумке направлены на разные стороны света: юг и север. В соответствии с этим выдержано и внутренне оформление. Для южной комнаты использованы более темные теплые тона, в северной преобладали сдержанные и холодные. Переходя с северной в южную комнаты можно было прочувствовать изменение настроения: парадность постепенно сменялась интимностью. Стены и своды обоих кабинетов декорированы лепниной из гипса, туфом, дробленым стеклом, частицами зеркал, гротесками. Необычные фантазийные растения переплетаются с завораживающими изображениями диковинных птиц, животных, рыб, чередуются с полосками рыбьей чешуи, выполненной из раковин.
Главная ценность павильона «Грот» – это 24 вида раковин моллюсков, поднятых со дна тропических морей: Средиземного, Японского, Черного и Красного, а также московских водоемов. Все они необычайно красивы и имеют выразительные названия, такие как: «жемчужный кораблик», «пеликанья нога», «пинна благородная», «морское ухо». Всего в отделке использовали раковины 40 видов моллюсков, 7 из которых в настоящее время уже вымерли.
Грот – это единственное во всем мире сооружение, сохранившее свое уникальное «гротическое» оформление, дошедшее до наших времен из XVIII века. Ракушечная скульптура воспринимается в России как раритет и не имеет в ней аналогов. С 2017 по 2019 года проходили реставрационные работы по восстановлению Грота, по окончании которых он открылся для посещения. Всего при реставрации было потрачено около 150 тысяч морских раковин.
Голландский домик
Построен он в 1749 году в память о периоде правления Петра I и о его неподдельном интересе к Голландии. Однажды первому графу Борису Петровичу Шереметеву посчастливилось вместе с Великим Посольством Петра I побывать в этой стране. Голландский домик призван напоминать об этом памятном событии.
Дом возведен в лаконичном стиле, свойственном голландским постройкам XVII века, внутренняя отделка оформлена керамической плиткой. Здание имитирует обычное голландское жилище. Рядом беседки у пруда, сад, огород с капустой. Внешне все должно создавать иллюзию голландской улицы, располагающейся на берегу канала.
Здание расположено у самого входа в поместье и ему было доверено встречать всех гостей, прибывающих через подъемный мост. Возле него – водоем с карпами. Рыбы научились подплывать к берегу, услышав звон колокольчика. Рядом разросшийся сад с цветами: тюльпанами и гиацинтами.
Павильон представлен двумя этажами. Первый занимали Передние сени и Кухня. Второй этаж – парадный, с Десертной комнатой и Залом. Подняться туда можно было по дубовой лестнице.
Своим внешним обликом дом создавал атмосферу тишины, простоты и уюта. Но это лишь первое впечатление. Здесь были собраны роттердамские ковровые образцы, коллекция составляла более 50 тысяч штук, все они были развешаны по стенам для обзора. Картины разного размера и с различными сюжетами, выполненные фламандскими художниками, составляли целую коллекцию и также развешивались напоказ на стенах. Еще одна коллекция нашла здесь свое место: это фарфоровые изделия. В то время собирание фарфора было модным увлечением, и оно не обошло семейство Шереметевых. В Голландском домике собраны многочисленные образцы восточного и европейского фарфора в виде посуды, фигурок, хрупких ваз, кувшинов, тюльпанниц.
Внутренняя планировка и основные элементы архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью.
Эрмитаж
В переводе с французского означает «место уединения» или «хижина отшельника». Был построен в юго-западной части парка на пересечении восьми аллей в 1765-1767 годах по проекту К.И.Бланка. Архитектурной особенностью здания стало сплетение воедино нескольких разных стилей. На плане он представлен в форме, напоминающей четырехлистный цветок: прямоугольное центральное здание с примыкающими к нему цилиндрическими выступами. На фасаде здания в нишах бюсты императоров Древнего Рима, на куполе большая скульптура.
Эрмитаж двухэтажный, нижний с низким потолком был предназначен для прислуги и кухонных помещений. На втором этаже – господском, принимали гостей, он предназначался для увеселения или серьезных бесед тесной группы лиц. Оригинальность постройки заключалась в возможности уединения на втором этаже без прислуги. Никто не мог подслушать говорящих или веселящихся посетителей. Это было достигнуто внедрением новых технологий – подъемных механизмов. Даже угощения передавались на второй этаж посредством подъемного стола. Лестницы в первоначальном плане здания не было совсем, она появилась гораздо позже.
С 2013 года Эрмитаж открыт для посещения. В начале 1980 –х годов в нем проводилась реконструкция исторического облика, была восстановлена статуя, украшавшая купол здания. Это Флора – римская Богиня плодородия, в ее руках связка плодов и венок из цветов. В настоящее время здесь проводит свои выставки Государственный музей керамики.
Швейцарский домик
Возведен в 1870 году по проекту архитектора Н.Л.Бенуа. Строение двухэтажное, полностью деревянное, но издалека этого не скажешь. Даже вблизи не сразу можно рассмотреть, что первый этаж декорирован искусно нанесенным рисунком кирпичной кладки. Фасад верхней половины дома украшен резьбой по дереву. По всему периметру второго этажа сплошной деревянный резной балкон. Над ним нависает декорированная по краям ажурными узорами крыша, защищая от непогоды и яркого солнца. Вход расположен с лицевой стороны здания. Есть и второй вход, с торца, но он ведет не внутрь дома, а на балкон.
Этот дом был выбран для проживания последним владельцем родового поместья Сергеем Шереметевым. В настоящее время в нем располагаются рабочие кабинеты для работников музея, внутреннее убранство отсутствует.
Кухонный флигель
Здание было построено в 1755 году под руководством крепостного архитектора Ф.Аргунова в непосредственной близости к графскому Дворцу. Оно имело практическое значение. Здесь располагались кухни: русская и французская. Также размещались кондитерский цех, скатертная, хлебная и кофейная. Выделение кухонь в отдельное помещение было сделано во избежание пожаров и для спокойствия посетителей: ароматы и суета слуг могли потревожить их и помешать празднеству.
Внешний облик флигеля выдержан в присущем всему ансамблю усадьбы стилю. Он выглядел также торжественно и благородно. С северной и южной сторон фасад здания украшен колоннадами и высокими арочными окнами. Сверху флигель венчала баллюстрада с вазонами и картушами.
Большая каменная оранжерея
Возведена по проекту Ф.Аргунова в 1763 году. Представляет собой крупнейший по площади павильон усадьбы. Оранжерея располагается прямо напротив Дворца, через парк с аллеями. Центр здания состоит из двухэтажного восьмигранного корпуса, по бокам располагаются одноэтажные длинные декоративно застекленные галереи. Лестницы, ведущие к каждому из трех входов Оранжереи, выполнены в виде распущенного веера. Внутри – обилие портретов и бюстов. Здание было предназначено в основном для выращивания экзотических растений. В те времена многие увлекались этим занятием.
Гостей здесь тоже принимали. В центре помещения устроен небольшой круглый зал для танцев и музыкантов. В боковых ризолитах обустроены игровые комнаты и помещение для отдыха садовника.
В настоящее время здесь проходят выставки экспозиций Музея керамики.
Американская оранжерея
Построена тепличная оранжерея в 1750-х годах. Имя архитектора, создавшего проект здания, не установлено. Оранжерея была построена на фундаменте из камня и имела окна с лежачими и стоячими наклонными рамами и крыши с разным наклоном. Это позволяло обеспечивать разный тепловой и световой режимы в разное время суток.
Оранжерея имела целевое назначение: здесь выращивались теплолюбивые экзотические и душистые цветы, кофейные деревья, пальмы, ананасы и другие причудливые растения. В теплое время года их выносили прямо в кадках на улицу, подрезая и делая из них затейливые формы разных предметов, в том числе фигуры людей, корабли. Гостей это веселило и удивляло.
Воздушный театр
Устроен театр был в 1760 году. Он состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Все вокруг было зеленым. Полы сцены убирались травяным ковром, а во время представлений дощатым полом. Уборными служили две башни, вырезанные из зелени. Оркестр размещался в оркестровой яме, скрытой от зрительского глаза большой цветочной клумбой. Театр мог разместить до 100 гостей, всего было три скамейки. Смотреть представление можно было и из самого парка. Сцена возвышалась на насыпном холме, высотой в полтора метра и была окружена растущей клубникой и земляникой. Кулисами служили еловые шпалеры.
Усадьба Кусково в наши дни
Уже более ста лет, как усадьба Кусково получила статус музея. Это великолепный памятник истории и культуры в России. Со второй половины XVIII века имение сохранилось почти без изменений, наиболее полно центральная часть усадьбы.
Территорию парка используют для съемки фильмов. Так, здесь были отсняты популярный серил «Тайны дворцовых переворотов» и фильм «Виват, гардемарины!»
Кусково идеальное место для проведения свадебного торжества, начиная с 2007 года здесь проводят регистрацию брака для всех желающих. Церемония регистрации проводится в Белом зале Итальянского домика. Для этого используется и Итальянский садик, а также Портретная галерея Большой каменной оранжереи. Можно заключить брак на партере французского регулярного парка с роскошным видом на Дворец.
Каждый год в имении организуют международную акцию «Ночь музеев» с выставками и экскурсиями. На регулярной основе проводят концерты джазовой и классической музыки. Здесь действует керамическая мастерская.
Цены в Кусково, стоимость посещения
Вход в парк Кусково бесплатный, однако для посещения территории дворцового ансамбля без включенных экскурсий необходимо приобрести билет за 50 ₽. Билеты на посещение павильонов без экскурсий доступны по цене от 100 до 250 ₽. Существует также возможность приобрести единый билет, позволяющий посетить парк и все павильоны за 700 ₽. Дети до 6 лет включительно проходят в парк и павильоны бесплатно.
Льготникам предоставляется скидка 50% на посещение павильонов либо полностью бесплатный доступ ко всем объектам парка. Для получения льготных билетов необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу.
Съемка на смартфоны по всей территории парка разрешена бесплатно, а для любительской фото- и видеосъемки взимается плата в размере 100 ₽. Некоммерческая съемка с использованием профессионального оборудования, включая свадебные съемки, облагается платой в 1000 ₽.
Музей предлагает и увеселительные мероприятия: здесь можно покататься на лодках или прокатиться в старинном конном экипаже.
Как добраться до Кусково
Ближайшие станции метро:
«Выхино», «Рязанский проспект». Далее на автобусе до остановки «Музей Кусково». Сама усадьба находится чуть дальше, в 5 минутах пешей ходьбы.
«Новогиреево». Далее на автобусе или маршрутном такси до остановки «Улица Юности», она прямо перед музеем-усадьбой Кусково.
Всё только самое интересное - читайте на сайте https://yamoscow.ru/