Найти тему
Cinema Asylum

«Золотой абрикос» 2024 — наши итоги

Оглавление

Половина нашей редакции провела неделю в Ереване на Международном кинофестивале «Золотой абрикос». Делимся с вами фильмами-фаворитами, которые точно стоит добавить в список просмотра.

Рекомендует Даша Бурнашева:

«Моя украденная планета» / My Stolen Planet

Реж. Фарахназ Шарифи

Кадр из фильма «Моя украденная планета» / My Stolen Planet, 2024, Jyoti Film
Кадр из фильма «Моя украденная планета» / My Stolen Planet, 2024, Jyoti Film

Режиссерка Фарахназ Шарифи сняла документальный фильм-дневник о своей жизни в Иране. На своем примере она рассказывает, как женщинам в Иране приходится жить две жизни: внешнюю, облаченную в хиджаб и подчиненную диктатуре властей, и внутреннюю, полную свободы, бунта и самовыражения.

В попытке осмыслить эту реальность и смириться с Альцгеймером матери, Фарахназ начинает покупать старые видеопленки неизвестных ей иранцев. Кто-то из них давно покинул Иран, кто-то пропал, кого-то убили. Оцифровывая эти пленки, Фарахназ пытается бороться с забвением — главным оружием иранского режима.

Рекомендует Амалия Гангур:

«Женщины на балконе» / Les Femmes au balcon (2024)

Реж. Ноэми Мерлан

Кадр из фильма «Женщины на балконе», Les Femmes au balcon, 2024, Nord-Ouest Films
Кадр из фильма «Женщины на балконе», Les Femmes au balcon, 2024, Nord-Ouest Films

Действие происходит в Марселе во время невыносимой жары. Три соседки по квартире — писательница Николь, актриса Элиза и вебкам-модель Руби — знакомятся с симпатичным парнем из дома напротив. Общение начинается на балконах, затем продолжается в апартаментах молодого человека. Компания разговаривает, выпивает, танцует. Выясняется, что он фотограф. Под конец вечеринки Николь и Элиза уходят к себе, а Руби остается на персональную фотосессию. Утром подруги узнают, что сосед оказался насильником, и, защищаясь, Руби случайно убила его. Здесь фильм трансформируется из хичкоковского хоррора в феминистскую комедию, в которой девушки отчаянно пытаются избавиться от трупа.

«Женщины на балконе» — вторая режиссерская работа актрисы Ноэми Мерлан, наиболее известной по роли в «Портрете девушки в огне». Поговорить о наболевшем — насилии, сексизме, женской телесности и сексуальности — Мерлан решила в юмористическом ключе. Потому что, видимо, только в такой форме эти темы воспринимаются серьезно. И тем не менее некоторые визуальные и драматургические решения кому-то покажутся радикальными и бесстыдными, и эмпатии картина не вызовет. В любом случае без реакции вы не останетесь точно, а в кино самое главное — зрительский отклик.

Фильм показали во внеконкурсной программе 21-го международного кинофестиваля «Золотой абрикос», а сама премьера состоялась ранее в этом году на 77-м Каннском кинофестивале. Картину покажут и в российских кинотеатрах. Дата релиза станет известна позднее.

Рекомендует Анна Константинова:

«Богданас хочет остаться» / Bogdanas nenori namo (2023)

Реж. Марат Саргсян

Кадр из фильма «Богданас хочет остаться» / Bogdanas nenori namo, 2023, UAB Lusar
Кадр из фильма «Богданас хочет остаться» / Bogdanas nenori namo, 2023, UAB Lusar

Литовская шпана в исправительном лагере смотрит сагу о юном волшебнике, спорит, размышляет о будущем, дерется, отжимается, поет, готовит пищу и строит теплицу. Почти все ребята уверены, что они еще вернутся в это место, потому что вне этих тепличных условий они сорвутся и пойдут по наклонной.

Малолетние бандиты в родных местах, здесь они стараются стать лучшими версиями себя, а внимательная камера отслеживает мельчайшие изменения в настроении юношей. Фильм не сразу выделяет заявленного в заглавии героя, но именно он больше всех боится возвращаться в реальный мир, где все делится на черное и белое. Эту нехитрую мысль о бинарности восприятия транслирует монохромное изображение фильма, при этом создавая приятные глазу «картинки». Но за изобретательными кадрами и портретами харизматичных хулиганов прячется знакомый многим страх — страх взрослой жизни и ответственности.

Рекомендует Анастасия Гончарова:

«Яша и Леонид Брежнев» / Yasha i Leonid Brezhnev

Реж. Эдгар Багдасарян

Кадр из фильма «Яша и Леонид Брежнев» / Yasha i Leonid Brezhnev (2024)
Кадр из фильма «Яша и Леонид Брежнев» / Yasha i Leonid Brezhnev (2024)

Яков Малаян (Маис Саркисян) или Яша, как ласково называют его друзья и близкие, пенсионер, всю жизнь проработавший на благо страны на «стратегическом объекте» — ассенизаторском предприятии. СССР распался, мир давно изменился, дети выросли и сами заводят семьи. Но Яша противится всему новому, отторгает изменения и предпочитает жить в иллюзорном мире, где лучше всего поймет и поможет советом дорогой вождь — Леонид Ильич Брежнев (Максим Виторган).

Брежнев буквально появляется рядом с Яшей в самые неожиданные моменты, на интервью или автобусной остановке без каких-либо видимых причин. Все, что нужно Яше, чтобы «вызвать» своего друга — почувствовать несправедливость и где-то глубоко внутри подумать «А ведь раньше такого не было...».

Режиссер предельно точно показывает, куда может завести бесконечная ностальгия по прошлому у человека, «выброшенного» на обочину жизни. За иллюзорным миром, где вождь — твой лучший друг, а кубинский революционер готов мстить за несправедливое к тебе отношение, скрывается болезненная правда о состоянии человека, всю жизнь верой и правдой служившего на благо государства. Яша беден, откровенно несчастен и даже пенсия у него меньше, чем деньги на содержание попугая в клетке.

Скрываясь под оболочкой «Кролика Джо-Джо» (2019) Тайки Вайтити, Багдасарян рассказывает куда более глубокую и трагическую историю, чем просто бредни выжившего из ума старика. Впрочем, делает это он невероятно жизненно, смешно и честно, так что после просмотра хочется поддаться советским лозунгам, учиться, работать и жить, конечно.

------------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!