История и позиционирование
Изначально планировалось, что новая модель Lada Iskra полностью заменит устаревающую Lada Granta к 2026-2027 году. Однако, позже, планы изменились и было решено, что Iskra станет промежуточным вариантом, располагаясь между Granta и Vesta. Несмотря на это, сообщается, что производство Granta все же будет прекращено в ближайшие пять лет.
Разработка Lada Iskra началась еще при сотрудничестве с компанией Renault, которая ранее владела "АвтоВАЗом". Бывший глава Renault Николя Мор лично ознакомился с прототипом модели в 2022 году. После прекращения сотрудничества с Renault, "АвтоВАЗ" продолжил работу над Iskra самостоятельно.
Первоначально планировалось, что новая Lada Iskra будет построена на той же платформе, что и некоторые европейские модели Renault, например, Clio и Duster. Однако, в итоге была выбрана упрощенная версия платформы, предназначенная для более доступных автомобилей.
Проект Iskra обошелся "АвтоВАЗу" в 37 миллиардов рублей, из которых 20 миллиардов были потрачены на замену импортных деталей и на инженерные работы. Впоследствии, глава "АвтоВАЗа" уточнил, что фактически было потрачено 23 миллиарда рублей.
Дата выхода
Изначально планировалось начать производство Lada Iskra в конце 2024 года, но затем сроки перенесли на начало 2025 года.
Из-за прекращения сотрудничества с Renault, "АвтоВАЗу" пришлось адаптировать платформу для новой модели. В итоге, западная платформа CMF-B-LS была переработана и получила новое название - XJO.
Теперь точно известно, что серийный выпуск Lada Iskra начнется в феврале 2025 года. Официальная презентация модели состоялась 5 июня 2024 года на Петербургском международном экономическом форуме.
Первые предсерийные экземпляры Iskra были собраны уже в начале 2024 года для проведения испытаний и сертификации. Их неоднократно замечали фотографы, а один из автомобилей даже попал в ДТП.
Характеристики Lada Iskra
Хотя "АвтоВАЗ" пока держит в секрете подробные характеристики Lada Iskra, некоторые детали уже известны. Новая модель будет доступна в нескольких вариантах комплектации и в нескольких типах кузова: седан, универсал и его "внедорожная" версия.
Пока что от выпуска Iskra в кузовах хэтчбек и лифтбек "АвтоВАЗ" отказался, но это решение может быть пересмотрено после начала производства.
Габариты
Новая Lada Iskra по размерам занимает промежуточное положение между более крупной Vesta и более компактной Granta.
Вот сравнительная таблица размеров Iskra с наиболее близкими моделями: Длина Lada Iskra — 4 333 мм, ширина — 1 777 мм, высота — 1 517 мм, размер колесной базы — 2 603 мм.
Длина Logan III — 4 396 мм, ширина — 1 848 мм, высота — 1 501 мм, размер колесной базы — 2 649 мм.
Длина седана Lada Granta — 4 280 мм, ширина — 1 700 мм, высота — 1 450 мм, а колесная база — 2 476 мм.
Внешность
Фотографы неоднократно замечали Lada Iskra в кузове седан в Тольятти, но кузов были тщательно замаскированы специальной пленкой, чтобы скрыть его форму.
Новая Lada Iskra внешне очень похожа на Vesta, но меньше по размеру. Дизайн автомобиля продолжает стиль Стива Маттина, который впервые появился на концепте XCode в 2016 году. Характерные черты, такие как выштамповки на боках и "бумеранги" на бампере, сохранились. Однако Iskra более компактна, чем Vesta, и более похожа на Granta.
У Iskra новые фары, фонари, бамперы и крышка багажника. Она не имеет никакого сходства с новым Renault Logan.
Версия Iskra Cross, которая будет иметь более высокий дорожный просвет, отличится неокрашенными бамперы, а также защитными накладками на нижней части кузова и вокруг колесных арок.
На презентации Iskra была представлена в новом, темно-красном цвете, который назван "Огонь". Этот цвет меняет оттенок в зависимости от освещения и может выглядеть как малиновый, вишневый или рубиновый. Помимо красного, Iskra будет доступна в цветах, которые уже используются для Granta: серый, коричневый и белый. Также будут предложены специальные цвета: синий и оранжевый. Оранжевый цвет будет доступен только для Iskra Cross.
Интерьер
В Lada Iskra установлена совершенно новая центральная консоль, которая вдохновлена решениями, используемыми в Duster II. Этот дизайн взял за основу общую концепцию и органы управления от Renault. Таких решений нет ни в одной другой современной Lada.
Воздуховоды системы климат-контроля имеют прямоугольную форму, а в центре приборной панели расположен мультимедийный экран от Renault. Даже традиционный для французского бренда джойстик управления мультимедиа на руле был взял за основу.
В самых дорогих версиях Iskra на заднем ряду будут три подголовника, сделанных в стиле Renault.
Комплектации
"АвтоВАЗ" пока не раскрыл официальные комплектации Lada Iskra, но уже известно, что в списке опций будут доступны ABS и ESP, кондиционер, подушки безопасности, мультимедийная система, подогрев и электропривод зеркал, электростеклоподъемники, центральный замок, мультируль, парктроник, круиз-контроль, ограничитель скорости, подогрев лобового стекла, датчик дождя и многое другое.
В базовой комплектации будет тканевый салон и аналоговая приборная панель. Все модели будут оснащены электроусилителем руля от "Итэлмы". Размер шин в старших версиях будет 195/55 R16, а в младших - 185/65 R15.
Салон будет доступен в двух цветных вариантах. В целом Iskra будет оснащена более богатым набором опций, чем Granta. Например, в ней может появиться панорамная крыша.
Моторы и трансмиссии
Все версии Lada Iskra будут иметь передний привод и заднюю полузависимую подвеску со скручивающейся балкой. В качестве двигателей будут использоваться те же моторы, что и у Granta и Vesta:
ВАЗ-11182 объемом 1,6 литра и мощностью 90 лошадиных сил (8 клапанов) в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач;
ВАЗ-21127 объемом 1,6 литра и мощностью 106 лошадиных сил (16 клапанов) в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
В будущем возможно появление версий с двигателем ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра и мощностью 122 лошадиных сил, который уже устанавливается на Vesta NG.
Цена Lada Iskra
Официальная цена Lada Iskra пока не озвучена, но примерный диапазон цен уже известен.
Глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов на презентации модели на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) не назвал точную стоимость Iskra, но указал на начальную цену и возможный диапазон цен, на который стоит ориентироваться потенциальным покупателям.
Глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов заявил, что точную цену Lada Iskra объявят ближе к началу продаж в первом квартале следующего года, учитывая текущую инфляцию. Однако он указал, что начальная цена может составить около 1 миллиона рублей. Максимальная цена будет ограничена стоимостью Vesta, то есть около 1,2 миллиона рублей.
Таким образом, Iskra будет позиционироваться на рынке между Granta и Vesta, в том числе и по цене.
Для сравнения, текущая цена Granta начинается от 699 900 рублей, а Vesta - от 1 239 900 рублей. В реальности дилеры продают Granta от 1 041 000 рублей, а Vesta - от 1 459 900 рублей. Самая дорогая Granta стоит 1 276 000 рублей, а Vesta в кузове седан - 2 205 900 рублей.
Эксперты считают, что цена Iskra будет располагаться между ценами Granta и Vesta, так как она больше Granta, но меньше Vesta.