Найти тему
Новый Театр

«Лавр» спектакль по роману Евгения Водолазкина

Фото спектакля "Лавр"
Фото спектакля "Лавр"

Стремительный взлет писателя Евгения Водолазкина начался в 2010 году, когда его роман «Соловьёв и Ларионов» вошёл в шорт-листы премии «Большая книга» и премии Андрея Белого. В 2013 году роман «Лавр» получает первую премию «Большой книги». С этого момента популярность Водолазкина растет от книги к книге; различные формы международного признания следуют одна за другой. Недавние премии и награды – «Большая книга» в прошлом году за «Чагина» и Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени в нынешнем.

В 2024 году писатель, доктор филологии, член редколлегии журнала «Русская литература» отметил 60-летний юбилей.

-2

Для Нового Театра Евгений Германович Водолазкин – не просто любимый писатель, друг, единомышленник. Его выдающийся роман «Лавр» стал основой для постановки одноименного спектакля режиссером Эдуардом Бояковым на сцене МХАТ имени Горького. Спектакль был обновлен и отредактирован в 2023 году, когда Эдуард Бояков создал Новый Театр и перенес постановку в его репертуар.

В этой статье мы приведем рассуждения писателя о романе, спектакле, о тех смыслах, которые заложены в это произведение.

«Лавр – и этим открывается роман – в разное время имел четыре имени, которые более или менее соответствовали четырем эпохам в жизни главного героя. Они настолько разные, что в какой-то момент Лавр не улавливает связи между ними (кстати говоря, французский перевод «Лавра» назван «Четыре жизни Арсения»). Но связь эта, конечно же, существует, и осуществляется она посредством памяти. Память – это не кинохроника, которая остается неизменной. У нее – своя жизнь, и она развивается. На нее влияет жизненный опыт, и то, к чему человек приходит в более позднее время своей жизни, способно изменить его память о ранних годах. В этом есть плюсы и минусы. Но когда жизнь, как у Лавра, является непрерывным восхождением, плюсов, наверное, больше.

Что касается времени, то оно является для Лавра предметом преодоления. Происходит это путем осознания того, что время – это лишь маленькая частица вечности, что изначально его не было – и в конечном счете не будет.

Времени нет…

Но есть времена, когда кажется, что земля уходит из-под ног. В такие эпохи понимаешь, что незыблемо только небо…

-3

Лавр всё время путешествует. Он как бы борется с пространством – и доходит до Иерусалима, чтобы попросить Бога о своей возлюбленной Устине. И там старец говорит ему, что свои слова к Богу он мог обратить, не покидая Кирилло-Белозерского монастыря: в монастыре есть возможность преодолевать не только пространство, но и время. Старец предлагает Лавру не очень-то увлекаться горизонтальным движением и отдавать предпочтение движению вертикальному. Такого рода путешествия возможны в любой точке. Разумеется, полностью уйти от мира и его проблем современный человек не может (да и не должен), но напомнить ему еще об одном направлении движения – это, на мой взгляд, полезно».

Спектакль «Лавр» можно увидеть 30 сентября на сцене театра Российской армии. Билеты по ссылке https://newtheatre.ru