Найти тему

Вы ловили это состояние?

— Вот делаешь что-то, и вроде хорошо получается! Но никому не нужно! — рассказывала мне недавно клиентка за чашкой кофе — И уже стараться не хочется!
— А ты это делаешь для других? Для оценки?
— … Ну, это же работа!

Почему-то сложилось так, что работа — это для других. Что её можно делать хорошо, когда ты за это что-то получаешь сверх оговоренного в контракте. Например, если тебя хвалят, ставят в пример, премируют. Если тебе платят ту зарплату, на которую ты подписался, этого вдруг становится мало.

Это происходит не сразу, а когда ты привыкаешь получать. И вот тут происходит то, что всегда меня озадачивало:

• Проходит сотрудник, подписывает контракт на определенные условия, обучается за счёт предприятия, оттачивает навык и за туже самую квалификацию, на которую пришёл, он начинает просить больше денег, похвалы, признания. То есть, он не растёт по вертикали, не получает больше ответственности, не осваивает новый навык, а просто натренировался выполнять свою работу по договору. И начинаются обиды на работодателя: «Меня не ценят!», «Мне не повышают зарплату!», «Меня не хвалят!».

• Бывает и другой сценарий — когда пришел на один объём работ, а тебе: «Леночка, сделай отчётик, ты же умеешь с этой программой работать, в резюме писала!» и Леночка делает. Потому что не умеет сказать «нет», договориться, обозначить свои условия. Делает за «спасибо», если повезёт. А дальше, делает «отчётик», сдаёт его «куда надо», обучает ленивую Машу, сестру главбуха. И злится, обижается на работодателя. «Меня совсем завалили работой!», «Зарплату не повышают, а работы подбрасывают!», «Меня даже похвалить забывают!»

Самое интересное, если во второй сценарий поставить как «работника» — мастера, а как «директора» — клиента, то ситуация будет с точностью такой же. Собственно в бизнесе «директор» обычно тот, кто платит за проделанную работу. Правда тут уволиться из «заказа» проще и быстрее, чем с найма.

Кто прав, а кто виноват, можно рассуждать бесконечно. Я бывала и в роли работника, и в роли работодателя. Проживала и те, и другие сценарии, и всегда удивлялась: «Почему бы не договориться по-честному и на берегу?». Ведь так просто составить соглашение и следовать ему, а если уж выходит, что надо что-то менять, то доп. соглашение никто не отменял.

Но тут чаще всего возникает проблема в неумении договариваться. А ещё раньше в неумении ценить себя и обозначать свои границы. Проще обижаться, чем иметь смелость заявить о том, как с вами можно, а как нет. Ведь то, что вы позволяете нарушать свои границы, имеет вторичную выгоду.

Расскажите о том, какой сценарий в вашей работе? Вы довольны вашими трудовыми отношениями?