Недавно я исполнила свою давнюю задумку: выделила для дочки свое место в холодильнике! В статье рассказываю зачем и как это осуществить во благо всей семьи! Поехали…..
Начну с того, что я монтессори педагог и воспитываю свою дочку строго по принципам, описанным в этой системе! Где-то мне это помогает, где-то очень помогает, а иногда и просто спасает! Шутка…. Конечно, не бывает ничего, где совсем не будет недостатков. Например, мне приходится постоянно учиться, чтобы не попадаться на маркетинговые уловки, ложную информацию или псевдонаучные факты. А еще приходится придумывать ответы на высказывания а-ля “мы как-то и без этого выросли и ничего!” “Делать тебе нечего!” или “Через годик надоест и будешь как все нормальные люди…”. (Кстати, хорошая идея для следующей статьи- “Топ лучших ответов на непрошенные советы”! Подписывайтесь, чтобы точно не пропустить..)
Но не будем уходить далеко от темы. Сегодня я хочу рассказать про то, как мы с дочкой справились с её привычкой постоянно заглядывать в холодильник и приобрели еще один инструмент, где малышка может обучаться самостоятельности, приобретать новые навыки самообслуживания и получать навыки здорового питания.
Основным любимым видом деятельности у тоддлеров является УПЖ (Упражнения Практической Жизни) или простые бытовые занятия и самообслуживание. Наверняка вы замечали, что как только вы схватились за тряпку, ваш малыш ищет что-то похожее и начинает повторять за вами, или стремится на кухню, где пытается копировать ваши действия. Это и есть стремление малыша быть как взрослый, быть человеком. Про важность таких занятий и как это можно организовать дома мы еще обязательно поговорим. А вот, как это выглядит в классе:
Педагог готовит продукты и инвентарь, которым могут пользоваться дети. В тоддлер классе дети учатся готовить простые салаты (Например, винегрет), бутерброды, нарезать овощи и фрукты, чистить яйца, выжимать сок….. И еще многое другое.
Для дома я использую похожие материалы и выставляю их для дочки на ее кухонный уголок. Но появились некоторые сложности. В классе цикл длится 1.5-2 часа, за это время с продуктами ничего не случается и малыши готовят себе перекус как раз к концу занятия. Но дома перекусить может захотеться в любой момент, а оставлять еду на столе на целый день не самая лучшая затея. Да и тогда само действие “Приготовить, убрать, поесть” в определенное время уже похоже на развивающее занятие и не несет в себе ничего общего с жизнью ребенка в доме.
Поэтому в моей голове зародилась идея сделать для малышки отдельную полочку в холодильнике и оставлять там продукты, из которых она может сделать перекус в любое время, когда захочет. Я не стала делать из этого какой-то особый материал, посыл для малышки был такой:
“Смотри что я для тебя приготовила! Вот на этом месте лежит твоя еда. Ты можешь брать её тогда, когда тебе захочется перекусить! Давай я покажу тебе, что здесь есть…”
И вам заодно покажу:
Молочка. Я ставлю коробочку с биолактом и кувшин с молоком.
Вареное яйцо. Предварительно оно может быть подготовлено ребенком.
Фрукты и овощи. Пока я их сама нарезаю так, чтобы ребенок мог безопасно кушать, даже если взрослого нет рядом. Мягкие овощи и фрукты можно подготавливать вместе с малышом. Пусть приготовит себе еду сам!
Хлеб и намазка на него. Чаще всего это масло, может быть сливочный сыр, или, на крайний случай, сметана.
Для меня важно, чтобы ребенок питался сбалансировано, поэтому я выставляю по 1-2 продукта из каждой категории. Важно помнить, что это всё таки перекус, а не заменитель полноценного приёма пищи!
Что нам это дало:
- Ребенок перестал постоянно торчать у холодильника!
У дочки была привычка постоянно заглядывать в холодильник в поисках того, что можно было бы урвать и съесть! Во-первых, так я не могла проследить за её рационом, кто знает, что она там схомячила в уголочке. Во-вторых, ребёнок теперь точно знает, что и где лежит специально для неё!
- Увеличение потребления овощей и фруктов.
Из-за того, что основу полочки составляют фрукты и овощи, малышка часто выбирает именно их. Так мы учимся любить “зелёные” продукты и восполняем недостаток клетчатки (Кстати, я планирую серию статей про пищевое поведение у малышей! В том числе, про лайфхаки, как научить ребенка кушать овощи и фрукты).
- Свободное время у мамы!
Я берегу каждую минутку! И теперь, если малышка проголодалась, а время обеда еще не пришло, я так и говорю: “Крошка, время обеда еще не пришло. Если хочется перекусить, можешь приготовить себе что-нибудь из холодильника”.
- Воспитание чувства достоинства и самоуважения у дочки!
Я сама могу сделать для себя еду. Я значим! Я такой же, как мама!
Предполагаю, что мой опыт может вызвать мнение, что многие дети не смогут регулировать свои желания, будут есть только хлеб, после перекуса не захотят есть суп, будут всё раскидывать и всё равно лезть туда, куда нельзя….И еще много-много разных других похожих ситуаций.
Да, действительно! Многие малыши сейчас не могут регулировать свое пищевое ( и любое другое) поведение и если в неподготовленную среду и семью ввести такое новшество, могут возникать некоторые трудности. Но мне хочется сказать о том, что учиться регулировать себя и свои естественные потребности детям всё равно придётся. Так пусть этот первоначальный опыт они получат дома в раннем возрасте и будут опираться на свои природные ощущения.
И как всегда я прошу, доверяйте своему ребенку, пробуйте новое и не бойтесь!