Найти в Дзене
История и культура Евразии

Русско-турецкая война 1828—1829: Осада Карса 20 июня (2 июля) — 23 июня (5 июля) 1828 года - Крепости надо брать быстро

Командующий Иван Фёдорович Паскевич не уходил со второй линии. Вокруг рвались ядра, кто-то вскрикивал от ранения, кто-то издавал предсмертный стон. Графу было, как будто, все равно! Деловито принимал рапорты командиров полков, отсылал гонцов с приказами в части. Указывал офицерам свиты опасные участки, куда посылал для укрепления боевого порядка. Храбрость графа объяснялась просто: во что бы то ни стало хотел взять турецкую крепость Карс. Ее обороняло 8-11 000 ополченцев-федаинов и аскеров. У него было 8 000 регулярного войска. Вполне хватило бы для осады. И он бы осаждал, берег солдатика. Но на русские силы надвигались еще 30 000 осман. Нужно было брать крепость быстро. Отступать поздно! Нагонят и перерубят! Так что, или погибнет здесь, или возьмет твердыню. Другого не дано! Понимали это и солдаты, которые опрокинув турецкую кавалерию, добивали ее среди могил мусульманского кладбища. Иван Фёдорович Паскевич, стальной взгляд которого не дрогнул под градом вражеских ядер, обвел глаза

Командующий Иван Фёдорович Паскевич не уходил со второй линии. Вокруг рвались ядра, кто-то вскрикивал от ранения, кто-то издавал предсмертный стон. Графу было, как будто, все равно!

Светлейший князь Варшавский, граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский (8 [19] мая 1782, Полтава — 20 января [1 февраля] 1856, Варшава) — русский полководец, государственный деятель и дипломат. Генерал-фельдмаршал (1829), генерал-адъютант (1824). Согласно оценке его основного биографа, вскоре после воцарения Николая I «князь Варшавский, по значению своему в государстве, в среде русских подданных не имел себе равного»
Светлейший князь Варшавский, граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский (8 [19] мая 1782, Полтава — 20 января [1 февраля] 1856, Варшава) — русский полководец, государственный деятель и дипломат. Генерал-фельдмаршал (1829), генерал-адъютант (1824). Согласно оценке его основного биографа, вскоре после воцарения Николая I «князь Варшавский, по значению своему в государстве, в среде русских подданных не имел себе равного»

Деловито принимал рапорты командиров полков, отсылал гонцов с приказами в части. Указывал офицерам свиты опасные участки, куда посылал для укрепления боевого порядка.

Храбрость графа объяснялась просто: во что бы то ни стало хотел взять турецкую крепость Карс. Ее обороняло 8-11 000 ополченцев-федаинов и аскеров. У него было 8 000 регулярного войска. Вполне хватило бы для осады. И он бы осаждал, берег солдатика. Но на русские силы надвигались еще 30 000 осман.

Нужно было брать крепость быстро. Отступать поздно! Нагонят и перерубят! Так что, или погибнет здесь, или возьмет твердыню. Другого не дано! Понимали это и солдаты, которые опрокинув турецкую кавалерию, добивали ее среди могил мусульманского кладбища.

-2

Иван Фёдорович Паскевич, стальной взгляд которого не дрогнул под градом вражеских ядер, обвел глазами горизонт. Дымовая завеса, клубящаяся над Карсом, скрывала от глаз турецкую крепость, но не скрывала охвативший ее город пожар, который разгорелся после штурма. Ополченцы, защищавшие крепость, отчаянно сопротивлялись, но русские, вдохновленные отважным командиром, штурмовали стены, подпитывая огонь своих атак жаждой победы.

Паскевич чувствовал себя на поле боя как дома. Он был солдатом до мозга костей, и его душа была полна решимости. Знал, что цена победы - это кровь его солдат, и не жалел ее. Он был готов жертвовать и собой, чтобы спасти свою армию. В его голове проносились мысли о славе, о величии империи, о том, что его имя войдет в историю как победителя. Но наравне с этим его сердце трепетало от тревоги за своих подчиненных, за каждого солдата, чья жизнь была в его руках. Штурм Карса должен был быть завершен как можно скорее.

Внезапно, из гущи дыма, донесся звук трубы, дающий сигнал к началу генерального штурма. Паскевич, сжимая в руке саблю, выкрикнул приказ, его голос был тверд и звучал как раскат грома: "Вперед, солдаты! За победу! За Россию!"

В этот миг, словно по мановению волшебной палочки, русская армия превратилась в единый организм, движущийся к своей цели. Солдаты резерва, воодушевленные примером своего командира, с удвоенной силой бросились на штурм. Стены Карса дрожали под ударами русских войск, которые, подобно волнам, опрокидывали защитников.

Штурм крепости Карс 23 июня 1828 года.
Штурм крепости Карс 23 июня 1828 года.

Сражение достигло пика. Ополченцы, отступая, увлекая за собой русских солдат в беспощадный рукопашный бой. Победа пришла. Через несколько часов боя, крепостные ворота Карса были взяты. Турки отступили к цитадели, где 1361 из них сложили наземь знамена, оружие и 150 орудий. Остальные разбежались! Иван Фёдорович Паскевич, стоял на развалинах крепости, оглядывая поле сражения. Его победа была горькой, потому что стоила жизни 400 солдат. Но она была победой, и это было главным. Османы также потеряли 2000 убитыми.

В тот день, Иван Фёдорович Паскевич вошел в историю как герой. Он взял крепость Карс, спасая свою армию от разгрома и удерживая натиск врага.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!