Найти тему
ИА «ТОЧКА»

«Игра на большой воде»: Битва за морское дно набирает обороты. Штаты готовят блокаду Дальнего Востока

Одностороннее расширение акватории США нарушает международное право и несет угрозу всему миру. Вашингтон планирует забрать себе нейтральные воды в Беринговом море, Тихом и Атлантическом океане, а также разместить военные базы в Арктике. Россия и Китай высказались категорически против этих планов. И эта полемика очень скоро может перерасти в дополнительное военное напряжение. О том, как США пытаются помешать проектам Северного Морского пути и «Одному поясу – одному пути», устанавливая тотальную блокаду на Дальнем Востоке, а также чем могут ответить Москва и Пекин – читайте в материале ИА «Точка».

Фото: Маяк Токаревского. Владивосток, Дальний Восток_wikimedia
Фото: Маяк Токаревского. Владивосток, Дальний Восток_wikimedia

Большая игра на большой воде

На прошедшей недавно Коллегии Международного органа по морскому дну (МОМД) в Кингстоне (Ямайка), Россия и Китай отвергли претензии США на расширение своей акватории на 1 миллион квадратных километров.

Битва за морское дно между сверхдержавами идет примерно с 2018 года, если не раньше. Но в декабре 2023 года вступила в наиболее острую фазу, когда Вашингтон в одностороннем порядке, просто поставив перед фактом Канаду, Японию и остальных участников процесса, постановил, что огромные северные акватории в районе Берингова моря, Тихого и Атлантического океанов теперь будут принадлежать Штатам.

По мнению российских делегатов Коллегии МОМД, американские «односторонние претензии ставят под угрозу хрупкий международный баланс».

Фото: freepik
Фото: freepik

И в целом это действительно так, ведь когда речь идет про разделение международных вод, то в силу здесь вступают и большая экономика, и политика, и национальная оборона и еще множество факторов «большой игры на большой воде».

Литий, рыба и военные базы

В самых общих чертах, расширение прилегающих акваторий тем или иным государством – это получение новых ресурсов. Штаты, претендуя на северные воды, очень хотят получить литий, залежи которого там имеются и которые нужны для всей электронной промышленности, а также нефть, газ, морские биологические ресурсы.

При этом, согласно «Арктической стратегии США», которая была опубликована в конце 2023 года, Вашингтон очень хочет создать несколько арктических военных баз. Более того, Пентагон уже проводил масштабные учения, которые были направлены на адаптацию американских солдат к условиям крайне низких температур.

А теперь просто вспомним, что Штаты уже разместили установки для ракет средней и меньшей дальности на Филиппинах, планируют размещать ядерное оружие на японском архипелаге при имеющемся там американском военном контингенте в 50 000 человек, ну и про такой альянс, как AUKUS, со строящимся австралийским атомным подводным флотом. Северные военные базы замкнут эту «ракетно-морскую» блокаду на Дальнем Востоке. И для Китая, и для России.

Фото: wikimedia
Фото: wikimedia

И, самое главное, создадут логистические проблемы для одного из ключевых стратегических проектов России в Арктической зоне – Северного Морского Пути. Который, несмотря на санкции, продолжает приносить нашей стране все большую прибыль. И, что характерно, может стать одним из ключевых водных элементов уже китайского проекта «Один пояс – Один путь».

«Конституция океанов»

Это, к слову, объясняет, почему, помимо Москвы, Пекин выступил с самым жестким протестом против одностороннего расширения американцами своей акватории. Синергия СМП и «Одного пути» — это даже не сотни миллиардов, это триллионы прибыли в долларовом эквиваленте. И, конечно, есть в этой истории большая политика и международная дипломатия.

Начать здесь стоит с краеугольного документа, принятого на уровне ООН, который называется «Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву», а в просторечии «Конституция океанов». Соглашение это было принято в 1982 году, а вступило в силу аж в 1994-ом. Такая пауза в несколько лет обусловлена тем, что «Конституция океанов» — это действительно огромный и подробнейший документ, который будет побольше конституций многих государств. И он действительно разграничивает международные воды и деятельность в них до мелочей. На основе этого соглашения коллегиально его участниками и были установлены текущие морские и океанические границы. Китай в этот договор вступил вообще только в 1996 году.

Фото: piqsels
Фото: piqsels

Представители Вашингтона сейчас утверждают, что расширили свою акваторию строго в соответствии с «Конвенцией». Но нюанс в том, что Штаты этот документ не принимали, не подписывали и не ратифицировали. Более того, в основе «Конституции» как раз лежит принцип коллегиального обсуждения, а Вашингтон этот принцип проигнорировал и сейчас, фактически ставит всему миру ультиматум. И если те же Япония и Канада по понятным причинам «утрутся», то вот у России и Китая на этот счет есть своё, весьма веское мнение.

Давление на русскую Арктику

Вашингтон и, шире, коллективный Запад пытаются «давить» на Россию по линии Северного Морского Пути уже много лет, примерно с 2007 года. Тогда наша страна запустила две подводные экспедиции «Мир-1» и «Мир-2», которые показали, что российский подводный континентальный шлейф простирается на север намного дальше, чем хотелось бы нашим «западным партнерам». В итоге этих исследований и несмотря на горячие протесты «цивилизованного сообщества», появилась нефтяная платформа «Приразломная» и терминал «Арктик-СПГ-2». Ну и сам Северный Морской Путь, как безраздельные российские владения, оформился на концептуальном, а потом и практическом уровне.

Запад тут же стал требовать сделать этот маршрут «нейтральным» и «международным». На что Москва ответила вполне логичным отказом. СМП, надо сказать, развивался медленно, но неотвратимо. И на новый виток конфронтация вокруг русской Арктики вышла в 2018 году, когда по СМП в Китай пришло два российских танкера со сжиженным газом. Всему миру стало понятно, что Северный морской путь работает, работает на международном уровне и обходит практически любые торговые санкции и географические ограничения.

Разного рода эксперты примерно с 2020 года пытаются вещать про «бесперспективность Северного Морского Пути», про то, что он убыточен или не приносит ожидаемых прибылей. Но так или иначе, объем грузоперевозок по нему растет. В 2023 году он составил более 34 миллионов тонн, в 2024 ожидается более 36 миллионов тонн. И это невзирая на беспрецедентные санкции в отношении нашей страны и тот простой факт, что сам по себе Северный Морской Путь – это очень непростой маршрут.

Точных данных о том, сколько ежегодно приносит СМП в бюджет России – нет. Однако, как заявил в 2022 году министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков:

«Мы посчитали вклад в ВВП до 2035 года уже проинвестированных проектов — это 35 триллионов рублей, 13,5 триллионов рублей доходов федерального бюджета. Это практически 100 миллиардов долларов в год товаров, которые будут произведены уже в ближайшие несколько лет».

Фото: wikimedia
Фото: wikimedia

Важно уточнить, что эти миллиарды – это только транзит грузов. Про доходы от добычи полезных ископаемых здесь речи не идет.

Вашингтон, стоит напомнить, своими санкциями все еще стремится «порвать экономику России в клочья». И понятно, что СМП в контексте подлобных устремлений – это как бельмо в глазу. А значит, нужно пытаться затруднить и работу СМП и осуществить военное давление по арктическому направлению.

Что в итоге?

Главный вопрос здесь в том, что противопоставят этому давлению Москва и Пекин. Понятно, что будет наращивание на севере военного присутствия, и очень горячая полемика вокруг акваторий, на которые претендуют США. Плюс, по всей видимости, ускоренное развитие дополнительной инфраструктуры СМП, чтобы американцы просто не успели внести каких-то существенных помех. И соединение этой инфраструктуры уже с китайским проектом.

Ну, и самое печальное, что сейчас окончательно наметилась еще одна точка военной напряженности в мире. Теперь в «большой воде» и на Севере. При том, что по данным еще на конец 2023 года в этом регионе имели место быть российские системы ПВО С-400, высокоспециализированные варианты ЗРК малой дальности «Тор» и «Панцирь». США же последние 10 лет перебрасывали на Аляску истребители пятого поколения F-22 и F-35. И как пойдет дальнейшее наращивание вооружений (а оно без сомнения пойдет) остается только догадываться.

Ранее «Точка» сообщала, что Россия построит вторую после «Звезды» суперверфь для усиления навигации по Северному морскому пути. До конца года правительство определится с местом возведения объекта и другими его характеристиками. Эксперты полагают, что потребности нашей страны в специальных кораблях возрастут после победы «за ленточкой», и помешать развитию путей США не смогут.

Подготовил Александр Чаусов

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ

Источник: https://iatochka.news/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц