Часто от людей, которые не умеют рисовать, можно услышать фразу: “У меня нет к этому таланта”. Но действительно ли нужен этот ниспосланный свыше мистический “дар”, чтобы достичь успеха в этом искусстве? Об этом Тульской службе новостей рассказала преподаватель художественной школы “Графика” Надежда Хохлова.
Существует ли талант?
По опыту Надежды, все ученики как в её школе, так и в университете, в котором она училась, были разными. Успешных студентов отличало усердие – они трудились. Представление о том, что достаточно просто иметь талант, чтобы стать великим художником, довольно далеко от реальности. Только таланта, по словам специалиста, явно недостаточно.
“Даже великие и известные художники, такие как Ван Гог, которые якобы не имели художественного образования и обучались в каких-то частных локальных мастерских, имели опыт взаимодействия с другими художниками – в любом случае, их учили. Очень часто я слышу от людей что-то вроде: “Ох, он так замечательно и натуралистично нарисовал! Наверное, у него талант". Да ничего подобного! Нет такого понятия как “талант”. Просто художник очень много работал, у него есть образование, он отточил своё мастерство. Рисованию можно обучить любого, абсолютно любого”, – отметила Надежда Хохлова.
Она также отмечает, что понятие “таланта”, якобы необходимого, чтобы научиться рисовать, разбивается хотя бы о тот факт, что даже некоторые слоны умеют рисовать. По её мнению, всему можно научиться – просто у кого-то получается лучше, а у кого-то хуже.
Надежда говорит, что по собственным ощущениям, у неё нет таланта. Хоть она и признаёт, что благодаря труду и образованию рисует достаточно хорошо, однако это “просто мастерство”.
“Любой рисующий может разделяться на две стези: мастер и художник. Чем они различаются? Мастер – это человек, который развил свой уровень ремесла до высокого уровня и может воплотить всё, что угодно. По факту, он хорошо владеет инструментами и знает, как и что делать. Художник же – это человек, который развил свою наблюдательность и может самовыражаться. Правило хорошего живописца: быть одновременно и мастером, и художником, творцом.”
Надежда поясняет, что упомянутый ею “творец” – это тема для отдельного разговора, некий индивидуальный аспект, не зависящий от образования. Он развивается от насмотренности, пережитого опыта, окружающего человека мест и людей, с которыми ему приходилось общаться. Это духовно-индивидуальное явление. В качестве художников, совместивших в себе творческий взгляд и мастерство, Надежда называет Серова и Репина.
Что можно посоветовать начинающему?
Надежда отмечает, что к ней в студию часто приходят люди, которые не умеют рисовать и задают вопрос: “С чего лучше начать”? По её мнению, самое важное – не зацикливаться на академизме и не идти по какой-то программе или плану, кроме тех случаев, когда ученик собирается поступать в колледж или вуз по этому направлению. Важно понимать, что “научиться рисовать” – это очень широкий вопрос, его необходимо сузить. Есть люди, которые приходят с каким-то конкретным представлением о том, что они хотят нарисовать – им это нравится, они этого хотят.
“Им нужно изобразить, например, море. Мы сужаем спектр возможностей и учимся рисовать только море. Любое изображение похоже на рецепт. Многие люди умеют готовить, но они не называют себя кулинарами. Но вот, они научились готовить блинчики – и это уже хороший первый шаг”, – объясняет специалист.
А если всё равно не получается?
Надежда отмечает, что ситуация, когда люди приходят и спустя несколько работ говорят, что у них ничего не выходит – довольно обыденна. Она советует сохранять спокойствие, а также обратить внимание на выбор материалов для рисования.
“Нужно попробовать различные материалы, потому что, быть может, у вас не получается с карандашами. Попробуйте масло, акрил или уголь. Если что-то не получается, нужно просто сменить спектр, а не зацикливаться на одном. Всё-таки материал очень сильно зависит от характера", - заключила эксперт.
Читайте также на сайте Тульской службы новостей интервью с руководителем тульского УФАС Виктором Грибко.