Сколько лет прошло, а Людмила Григорьевна Приходько помнит это ЧП. Тогда она получила урок на всю оставшуюся жизнь. А главное, «зарубила себе на носу, что никаких документов, которые не соответствуют качеству, никогда в жизни не подпишу».
Тогда на Северном районе только сдали подъездные пути. Весной случилось наводнение, уровень воды в Лене значительно поднялся. По обводнённому железнодорожному пути двигался тепловоз, который вдруг стал крениться в одну сторону и полностью лёг на бок. Машинист тепловоза погиб.
Громкое было дело. Встретились представители Министерства путей сообщения и Министерства транспортного строительства, чтобы определить, кто же виноват. Железнодорожники настаивали на том, что был заложен грунт, не соответствующий качеству.
Тогда были отобраны контрольные пробы. В документе стояла подпись Приходько, так как работала инженером лаборатории. Тогда она принадлежала ещё Ангарстрою.
Некоторые тогда показывали Людмиле на небо в клеточку. Говорили, чтобы сушила сухари.
- Я страшно переживала, - вспомнила Людмила Григорьевна то происшествие, - но начальник ЦСЛ (центральной строительной лаборатории) доказал, что грунт был дренирующим, а мы всё сделали правильно.
Им кричали: «Горько»
Родилась Людмила в Амурской области, ещё маленькой родители привезли её в Сибирь. В семье было шесть человек. Мама - железнодорожник, папа работал в пожарной охране, бабушка и трое детей. Людмила была старшей.
- Мои родители были очень трудолюбивыми и уважаемыми людьми. Поступить в строительное училище мне посоветовала мама, - вспоминает Людмила Григорьевна.- Нас с раннего возраста приучали к крестьянскому труду: всегда держали большое хозяйство.
В Усть-Куте окончила 8 классов в школе №98 (сейчас - №9), поступила в Ангарское ГПТУ-12. Отрабатывала (положенные тогда!) четыре года на строительстве города Байкальска, где было уже современное механизированное производство.
Когда в 1970 году Людмила вернулась в родной город и устроилась в СМП-286, у неё уже был производственный стаж и опыт. Приехала вместе с мужем. Сын Сергей родился уже в Усть-Куте, через пять лет - дочь Ирина.
А до этого была весёлая и шумная комсомольско-молодёжная свадьба, где молодым, как и положено, кричали: «Горько». Леонид приехал в Байкальск по комсомольской путёвке, уже отслужив срочную службу.
- Помните первую вашу встречу? - спрашиваю я ветерана БАМа. Вопрос не очень приятный для Людмилы Григорьевны: в 2000 году её любимого мужа не стало.
- У меня тогда парень служил в армии, я Леониду сказала, чтобы он виды на меня не имел. Он тогда ответил: «Ну и на здоровье». В итоге мой парень приехал из армии ко мне, а я уехала в отпуск. Потом уже оба дожидались меня, чтобы я приняла окончательное решение.
- И вы приняли его. Своему парню дали от ворот поворот?
- Да. Так получилось. У меня в то время уже был магнитофон. Леонид сначала приходил ко мне просто музыку послушать. А оказалось, что не просто.
На любимой работе
В Усть-Куте Людмила устроилась в СМП-286, супруг - в автоколонну водителем. Жили в общежитии по Кирова. Уже опытную отделочницу поставили в бригаду Шуры Коротковой.
- Какие здания отделывали, помните?
- По Кирова почти во многих домах работали, общежития строили. Потом стала бригадиром. К тому времени я уже окончила Иркутский техникум транспортных строителей – тогда у нас в поезде много ребят и девчат учились. Чуть позже меня перевели в лабораторию качества СМП-286, откуда началась моя самая интересная строительная работа.
В 1980 году была создана Центральная строительная лаборатория всего Западного участка БАМа. Все товарные бетоны и изделия изготавливались из высококачественных, высокопрочных заполнителей.
- Чем была интересна для вас эта работа?
- У нас в районе своих высокопрочных каменных материалов как таковых нет, вернее, есть, но очень слабые. Учитывая, что наш район приравнен к районам Крайнего Севера, существуют специальные нормы. А потому начинается всё с качества. Если такие материалы будут первоначально заложены в строительство, значит, никаких аварийных ситуаций не случится.
Как выяснилось позже, эта работа для Людмилы Григорьевны была самой любимой, хотя сотрудников лаборатории не очень жаловали в производственных коллективах. Это и понятно: после прихода инженеров центральной лаборатории их часто лишали премии.
Людмила Григорьевна вспоминает, что в их лаборатории под руководством Веры Яковлевны Зарубиной главный упор делался на качество строительных работ. И они как-то два года даже не брали отпуска: заменить их никто не мог.
Я вот думаю: не потому ли многоквартирные дома и многие учреждения, построенные тогда бамовцами, до сих пор стоят?
Это совсем не то, что «выдают» нынешние строители. Мы все это видим. Взять хотя бы строительство нового железнодорожного вокзала и облагораживание территории возле него. Что там сейчас? Высокий забор, а были посажены ёлочки.
Не просто – принять и уволить…
Ещё Людмила Григорьевна 11 лет работала начальником отдела кадров треста «Ленабамстрой». Когда приехали первые комсомольские отряды, был создан учебный пункт, позже, ГПТУ-19, чтобы люди постоянно обучались. Учились все: и мастера, и рабочие. Работали в тяжёлых условиях. Зимой прогревали бетон на площадках.
- Организовывала отдых детей в лагере, который построили. Работала со студенческими отрядами, которые прибывали к нам ежегодно. Приходилось порой и доказывать, что наши, например, каменщики имеют права на льготное получение пенсии. И потом в кадрах же не просто так - принять и уволить, это большая работа с людьми. Мы решали социальные вопросы наших работников, - говорит ветеран БАМа.
Людмила Григорьевна также рассказала, что не всё было всегда гладко. Всем коллективом «Ленабамстроя» пережили годы перестройки, высказывания некоторых людей о том, что «БАМ - стройка в никуда» и многое другое. О том, что в тресте была своя спортивная команда. Сдавали нормы ГТО, ездили даже на областные соревнования, где нередко занимали призовые места.
- Что лично вам, Людмила Григорьевна, дал БАМ?
- Профессиональный рост, квалификацию. Меня, технического работника, вдруг поставили начальником отдела кадров! Я сначала не думала, что потяну эту службу, но всё получилось! А потом, когда все объекты сдали городу, снова вернулась в лабораторию. Помню, что тогда мы пытались разрабатывать свои асфальтобетонные смеси. Меня даже направляли в Дорожный институт.
Самое важное, на взгляд Людмилы Григорьевны, что она никогда не искала другой работы, хотя и зарплата была невысокой.
- Артисты сюда приезжали разные, может, помните какие-то встречи?
- Они в основном были на трассе. С Дином Ридом, например, мы не встречались. А когда те заезжали в Усть-Кут, то, конечно, ходили на все встречи. А так-то у нас в каждом подразделении были свои замечательные творческие коллективы. Жизнь на БАМе была очень активной.
О себе Людмила Григорьевна говорит мало: всё о работе. Только из фотографий узнаю, что она сама и в хоре пела, и спортом занималась. Всегда была в гуще всех событий. Серьёзна. Принципиальна. Скромна.
Нелегко сложилась её личная жизнь. Муж умер, а через семь лет в ДТП трагически погиб сын. Тогда она взяла к себе внука, который учился в 8-ом классе.
Сейчас Сергей живёт в Иркутске, получив специальность и отслужив срочную службу. В Новосибирске у Людмилы Григорьевны - две любимые внучки. Зимой живёт там, а каждую весну возвращается в родной Усть-Кут. Здесь - много друзей, общественная работа и дача.
- Пользуясь случаем, хотела бы поздравить всех строителей, в том числе БАМа, с наступающим профессиональным праздником, пожелать здоровья, долголетия и позитива. Пусть вашим девизом станут слова: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»
Подписывайтесь на канал, чтобы прочитать новые интересные бамовские истории)